Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 35

Об эластичности предложения можно судить по наклону линии предложения.

Если продолжение линии предложения пересечет ось абсцисс, то предложение неэластичное. 0<Esa<1 (рис. 66 а).

 
 

Рис. 66 а. Неэластичное предложение.

Если продолжение линии предложения пересечет ось ординат, то предложение эластичное. 1< Esa <∞ (рис. 66 б).

 
 

Рис. 66 б. Эластичное предложение.

Если продолжение линии предложения уйдет в начало координат, то предложение имеет единичную эластичность. Esa =1 (рис. 66 в).

 
 

Рис. 66 в. Предложение с единичной эластичностью.

Если продолжение линии предложения пересечет ось абсцисс под 90о, то предложение абсолютно неэластичное. Esa =0 (рис. 66 г).

 
  

Рис. 66 г. Совершенно неэластичное предложение.

Если продолжение линии предложения пересечет ось ординат под 90о, то предложение абсолютно эластичное. Esa =∞ (рис. 66 д).

 
  

Рис. 66 д. Совершенно эластичное предложение.

Каждой точке кривой предложения соответствует свое значение коэффициента эластичности (рис. 67).

Если предложение неэластичное, то увеличение объема производства будет сопровождаться резким повышением цены.

Подпись: Если предложение эластично, то расширение объема производства не вызовет сильного увеличения цены.
Если эластичность предложения  нулевая, то объем производства увеличить вообще нельзя.
При предложении с бесконечной эластичность объем производства возрастает без какого-либо повышения цены.

 

Рис. 67. Эластичность предложения.

Факторы, определяющие эластичность предложения

На эластичность предложения влияет целый ряд факторов.

1.  Предельные затраты. При увеличении предельных затрат (MC) уменьшается эластичность предложения. (Рис. 67)

2.  Объем производства. C увеличением объема производства (Q), уменьшается эластичность предложения. (Рис.67)

3.  Возможность замены постоянного фактора переменным. Чем сложнее заменить постоянный фактор переменным, тем менее эластичное предложение. Так, сельскохозяйственное производство неэластично, то есть значительно увеличить объем производства, например картофеля, нельзя только за счет внесения удобрений (переменного фактора)  без расширения площади посадок (постоянного фактора).                        

Подпись: 4. Эластичность предложения зависит от периодов. 
     Мгновенный период /IS/: Е=0.
     Короткий период /SS/: E > 0 → 0.
     Длительный период /LS/: Е = ∞ . (Рис. 68)
     (затраты на единицу продукции – постоянны). 


                                                                                           

Рис. 68. Периоды предложения.

Эластичность общей выручки

Коэффициент эластичности общей выручки показывает, на сколько изменится объем выручки при изменении какого-либо фактора на единицу. Двумя основными факторами, определяющими выручку, являются цена и объем:

;

(29)

Поэтому можно написать две формулы, по которым определяется эластичность общей выручки:

;  

(30)

Эластичность выручки зависит от эластичности спроса. Зависимость может быть выражена следующим уравнением:  

                                           (31)

Поскольку минус перед коэффициентом эластичности спроса, как уже отмечалось, нас не интересует, и мы рассматриваем данный коэффициент по модулю, то формула (31) примет вид:

Коэффициент эластичности выручки может принимать следующие значения.

1.   Если < 1, то есть  неэластичный  спрос, то Er > 0. Если коэффициент эластичности выручки имеет положительное значение, то фирме следует увеличивать выручку за счет повышения цены.

2.   Если   >1, то есть спрос эластичный, то Er < 0. Если коэффициент эластичности выручки имеет отрицательное значение, то  выручку следует увеличивать за счет увеличения объема продаж путем снижении цены.

3.   Если   =1, то есть спрос с единичной эластичностью, то Еr = 0.

В этом случае выручка максимальна, ее увеличить нельзя.

Таким образом, в политике ценообразования фирмы большое значение имеют коэффициенты эластичности спроса и выручки.

Графическая иллюстрация выручки фирмы

Рис. 69. Линия спроса и общая выручка фирмы.