Исполнительные асинхронные двигатели. Схемы замещения и параметры двухфазных исполнительных асинхронных двигателей. Вращающий момент двухфазного исполнительного асинхронного двигателя. Характеристики исполнительных асинхронных двигателей. Вращающиеся трансформаторы. Универсальные коллекторные двигатели и преобразователи. Синхронные машины общего применения. Синхронные двигатели для систем автоматики, страница 37

Электромагнитная система двигателя, создающая вращающееся поле, соответствующее одной паре полюсов, не является эффективной, так как магнитный поток встречает большое магнитное сопротивление, проходя по тонкому ротору. Поэтому двигатели с волновыми роторами имеют иное устройство.

У одних двигателей обмотки выполняют так, что поток замыкается по соседним зубцам статора, проходя по ротору сравнительно небольшие участки. Так как электромагнитное усилие не зависит от направления потока, то ротор притягивается к тем зубцам статора, индукция Bδпод которыми максимальна (независимо от направления поля), обеспечивая касание со статором и при вращении поля нормальную работу двигателя. У других двигателей магнитное поле создается с помощью аксиально-размещенных катушек фаз статора, что обеспечивает прохождение поля по ротору в аксиальном направлении. При гибкой связи между листами, например с помощью эластичных колец из гибкой стали, обеспечивается эластичность волнового ротора и хорошая работа двигателя.

§ 13.6. Общие сведения о шаговых двигателях

В современных системах управления, в частности в системах управления электроприводами, используют электронные вычислительные устройства, оперирующие с цифровой формой сигналов.

Цифровая форма представления сигналов управления привела к созданию нового типа двигателей - шаговых (импульсных) двигателей, которые непосредственно преобразуют управляющий сигнал в виде последовательности импульсов в пропорциональный числу импульсов и фиксированный угол поворота вала или линейное перемещение механизма без датчика обратной связи.

Рис. 13.8. Структурная схема разомкнутой цифровойследящей системы с ШД:

I — коммутатор, преобразующий двоичный код в циклический ; 2 — усилитель импульсов ; 3 - шагоый двигатель ; 4 — нагрузка

Рис. 13.9. Схема простейшего однофазного ШД

Это обстоятельство упрощает систему привода и заменяет замкнутую систему следящего привода разомкнутой (рис. 13.8), обладающей такими преимуществами, как снижение стоимости устройства (меньше элементов) и увеличение точности в связи с фиксацией ротора шагового двигателя при отсутствии импульсов сигнала.

Очевиден и недостаток привода с шаговым двигателем: при сбое импульса дальнейшее слежение происходит с ошибкой в угле, пропорциональной числу пропущенных импульсов.

Рассмотрим принцип действия шагового двигателя (ШД) на простейшем примере однофазного шагового двигателя (рис. 13.9). Двухполюсный ротор 2 из магнитомягкого материала с клювообразными выступами помещен в четырехполюсном статоре 1. Одна пара полюсов статора представляет собой постоянные магниты, на другой паре полю сов находится обмотка управления wу,. Ротор из магнитомягкого материала является реактивным.

Пока тока в обмотке управления нет, ротор ориентируется вдоль полюсов с постоянными магнитами и удерживается около них с некоторым усилием, которое определяется магнитным потоком полюсов. При поступлении импульса на вход схемы управления (на рисунке не Показана) обмотка управления подключается к источнику напряжения постоянного тока и создает магнитный поток Фэ примерно вдвое больший, чем магнитный поток постоянных магнитов. Под действием электромагнитного усилия, создаваемого этим потоком, ротор поворачивается, преодолевая нагрузочный момент и момент, развиваемый полюсами с постоянными магнитами, стремясь занять положение, соосное с полюсами управляющей обмотки. Поворот происходит в сторону клювообразных выступов, так как магнитное сопротивление между ротором и полюсами с обмоткой в этом направлении меньше, а следовательно, усилие больше, чем в другую сторону. Следующий импульс, поступивший на вход схемы управления, отключает обмотку управления от источника напряжения и под действием потока постоянных магнитов ротор поворачивается на следующий шаг в сторону клювообразных выступов.

Одним из определяющих параметров ШД является шаг ротора, т. е. угол поворота ротора, соответствующий одному импульсу. В общем случае для двигателя с реактивным ротором шаг двигателя