Исполнительные асинхронные двигатели. Схемы замещения и параметры двухфазных исполнительных асинхронных двигателей. Вращающий момент двухфазного исполнительного асинхронного двигателя. Характеристики исполнительных асинхронных двигателей. Вращающиеся трансформаторы. Универсальные коллекторные двигатели и преобразователи. Синхронные машины общего применения. Синхронные двигатели для систем автоматики, страница 34

Разность zp—zcопределяет частоту вращения ротора двигателя.

На статоре размещена двухполюсная спиральная обмотка, включенная по мостовой схеме (рис. 13.3,б).

При питании обмотки статора создается вращающееся поле, а ротор будет располагаться в нем так, чтобы магнитное сопротивление на пути потока было минимальным. Когда ось поля переместится из положения А в положение В (рис. 13.3, а), сдвинувшись на один зубцовый шаг ста тора, соответствующий углу 360/16 = 22,5°, ротор повернется на угол, равный 360/16-360/18=2,5°, т. е. в 9 раз меньший угла поворота по ля. Следовательно, при повороте поля статора на З6Оo ротор повернется на 16∙2,5 = 40°, т. е. будет вращаться с частотой, в 360/40 = 9 раз меньшей частоты вращения поля статора.

Выведем общее выражение для частоты вращения ротора. Частота вращения поля больше частоты вращения ротора в

 раз,т. е.  Следовательно, 

Чем меньше разность zp—zc, тем меньше частота вращения ротора. Рекомендуется брать zp—zc = 2, 4, 6 и т. д. Например, при f = 50 Гц; 2p-2; z = 200; zc = 198 синхронная частота вращения поля статора n1 - 60f/p = 3000 об/мин, а частота вращения ротора п = [(200 — 198)/200]3000 = 2∙3000/200= 30 об/мин, т.е. в 100 раз меньше. Если ротор выполнить в виде кольца с внешними и внутренними пазами, а внутри него поместить второй ротор с внешними пазами, то получим двигатель с двойной редукцией. У такого двигателя частота вращения второго (внутреннего) ротора в несколько раз меньше частоты вращения первого (кольцевого) ротора. Помещая несколько роторов один в другой, можно (подобрав определенное число зубцов) получить двигатель, у которого от дельные роторы имеют частоту вращения часовой, минутной и секундной стрелок, т. е. получить безредукторный часовой механизм. Достоинство такого механизма — постоянство частоты вращения за один оборот, что позволяет применять его для приборов звукозаписи и звуковоспроизведения. К недостаткам таких двигателей можно отнести маленький вращающий момент, низкий КПД и большие габариты.

Основные технические данные редукторных двигателей серии ДСР приведены в табл. П.25.

§ 13.4. Гистерезисные двигатели

Рис. 13.4. К пояснению принципа действия гистерезисного двигателя

Гистерезисный двигатель - это синхронный реактивный двигатель, вращающий момент которого создается за счет магнитного гистерезиса материала ротора.

Статор такого двигателя имеет обычную трех- или двухфазную об мотку, которая создает вращающееся магнитное поле, а ротор представляет собой массивный цилиндр без обмотки, изготовленный из магнитотвердого материала. При включении статора в сеть ротор приходит во вращение. Вращающий момент складывается из двух составляющих:

М = Мвихр г

где Мвихрмомент, создаваемый взаимодействием вращающегося поля машины с вихревыми токами ротора; Мгмомент, возникающий за счет гистерезиса при перемагничивании материала ротора (гистерезисный момент). Принцип действия двигателя иллюстрируется рис. 13.4. Для наглядности показаны только два элементарных магнитика ns 1 и 2. Сила взаимодействия между этими магнитиками и полем статора NSнаправлена по оси последнего (рис. 13.4, а). Если поворачивать поле NS, например, по часовой стрелке, то в том же направлении поворачиваются и элементарные магнитики. Однако вследствие магнитного гистерезиса магнитики nsне сразу повернутся на тот же угол, что и поле NS. Между осями NSи nsпоявится некоторый угол рассогласования γ. Помимо радиальных сил появляются тангенциальные (рис. 13.4,6), которые и создадут гистерезисный момент Мг. Угол γ определяется формой петли гистерезиса материала, из которого изготовлен ротор. Гистерезисный момент Мг не зависит от частоты вращения ротора. Радикальный способ увеличения вращающего момента гистерезисного двигателя применение магнитотвердых материалов с прямоугольной петлей гистерезиса. Частота вращения такого двигателя синхронна с частотой вращения поля, КПД высокий - до 80%, мощность на валу составляет 0,1-200 Вт.