Совершенствование организации перевозок ООО «ЯР», страница 30

-  систематически контролировать расход топлива. Перерасход топлива при неизменных условиях эксплуатации свидетельствует о появлении неисправностей и разрегулировок, повышающих токсичность отработавших газов.

Для оценки эффективности проводимых в АТП мероприятий, направленных на уменьшение загрязнения атмосферы вредными выбросами в составе отработавших газов разработана специальная методика. Она предназначена для расчета весового выброса вредных веществ с отработавшими газами (окись углерода, окислы азота, и углеводороды) автомобилей с бензиновыми двигателями при оценке загрязнения воздушного бассейна городов, расчетах вентиляции закрытых стоянок автомобилей, рудников, шахт, карьеров и других мест с ограниченным воздухообменом, а также при оценке эффективности проводимых работ по уменьшению загрязнения атмосферы вредными выбросами.

Методикой устанавливается четыре группы автомобилей: грузовые; автобусы; легковые; специальные. Для каждой из групп определяется численность автомобилей. Автомобили-модификации при расчетах относятся к базовым по двигателю.

5.3 Расчет вредных выбросов

Для оценки эффективности проводимых в ООО «ЯР» мероприятий, направленных на уменьшение загрязнения атмосферы вредными выбросами в составе отработавших газов, произведем расчет весового выброса вредных веществ (окись углерода, окислы азота, и углеводороды) по нижеследующим формулам.

В соответствии с Методикой разбиваем автомобильный парк ООО «ЯР»на 3 группы автомобилей: легковые, грузовые, автобусы:

легковые автомобили – 8 единиц;

грузовые автомобили – 49 единиц;

автобусы – 1 единица.

Для каждой группы автомобилей определяем весовой выброс окиси углерода по следующей формуле:

,                        (5.1)

где     GCO – количество выброса окиси углерода за расчетный период, кг;

n – количество однотипных по двигателю автомобилей, ед.;

d – среднее число рабочих дней за расчетный период, дней;

t – среднее время нахождения автомобилей на линии, ч;

EXX, EnXX, EP, EУ, – коэффициенты режимов работы двигателя соответственно на холостом ходу, на принудительном холостом ходу (при торможении), на разгоне, на установившемся режиме;

GXX, GnXX, GP, GУ, – часовые расходы топлива двигателем соответственно на холостом ходу, на принудительном холостом ходу (при торможении), на разгоне, на установившемся режиме;

DXX, DnXX, DP, DУ, – коэффициенты избытка воздуха соответственно на холостом ходу, на принудительном холостом ходу (при торможении), на разгоне, на установившемся режиме.

Коэффициенты режимов работы двигателя и некоторые коэффициенты избытка воздуха определены экспериментально и равны следующим значениям: bхх = 0,3; bпхх = 0,2; bр = 0,25; bу = 0,25; aр = 0,9; aу = 0,99; aр = aу.

Вычисление средневзвешенного значения коэффициента избытка воздуха на холостом ходу определяется по следующей формуле:

,                                           (5.2)

где     n – численность i группы автомобилей в группе; DXX = DnXX

Вычисление средневзвешенного часового расхода топлива на холостом ходу осуществляется по следующей формуле:

,                                         (5.3)

,                                                      (5.4)

Вычисление средневзвешенного часового расхода топлива при разгоне осуществляется по следующей формуле:

,                                            (5.5)

Произведем перерасчет контрольного расхода топлива (литр/100 км) в часовой расход топлива (кг/час):

,                                                (5.6)

где     GУ – расход топлива на установившемся режиме, кг/ч;

HT – базовая норма расхода топлива, л/100км;

J0 – удельный вес топлива, кг/л;

VT – средняя скорость движения на маршруте (техническая), км/ч.

Вычисление средневзвешенного часового расхода топлива на установившемся режиме осуществляется по следующей формуле:

,                                             (5.7)

Выбросы углеводородов за расчетный период определяются по формуле: