Совершенствование организации перевозок ООО «ЯР», страница 20

Из приведенного теоретического анализа следует, что, во-первых, выбор партионности перевозки грузов на автомобильном транспорте может осуществляться по единому методологическому принципу; во-вторых, такой выбор может быть выполнен только «снизу» с учетом конкретных условий эксплуатации.

Для реконструируемых или действующих автотранспортных предприятий может быть определена оптимальная партионность перевозок грузов, выраженная в тоннах (при условии, что нам уже известны транспортные затраты на перевозку), по принятой в теории управления запасами формуле:

где     Зг—годовые затраты на перевозку, р.;

Qг —годовой объем перевозок, т;

Хг—годовые затраты на хранение, накопление груза, зависящие от размера текущего запаса, р,/т.

Объем (годовой, квартальный, месячный, суточный) и стабильность перевозок грузов (А. 1.1.3.) могут быть разовыми, эпизодическими и сезонными с месячной или квартальной неравномерностью. Они могут быть также систематическими, регулярными перевозками, которые меняются незначительно или вообще стабильны в течение года или пятилетки. Объем (в т или кг) и стабильность перевозок определяют среднесуточную потребность обслуживаемой клиентуры и ее режим работы: одно-, двух- или трехсменный. Если перевозки носят сезонный или разовый характер, то это будет определять необходимость использования съемных кузовов или сменных полуприцепов.

Дальность перевозок (А. 1.1.4.) устанавливается на основании анализа и изучения размещения отправителей и получателей груза. При этом различают местные перевозки, включая городские и пригородные (до 50 км), междугородные (более 50 км) и международные перевозки. В зависимости от дальности перевозки могут меняться и требования к подвижному составу с точки зрения его тягово-скоростных качеств. Требования к транспортным средствам, предназначенным для международных перевозок, определены Европейским соглашением о дорожном движении (статья 23 Конвенции о дорожном движении).

Способы погрузки-разгрузки грузов и складское обустройство (А. 1.1.5.) являются одним из основных элементов, определяющих требования к грузовым автомобилям с точки зрения приспособленности к механизированному выполнению перегрузочных операций. При анализе погрузочно-разгрузочных работ у клиентуры необходимо установить преимущественный способ выполнения погрузки-разгрузки: ручной, механизированный (с использованием экскаваторов, бункеров, кранов, электро или автопогрузчиков, эстакад, рамп, автомобиле опрокидывателей и т. п.) или частично механизированный. Одновременно следует установить и условия хранения груза: в закрытом, капитальном складе, таре или на открытой площадке. Учитывается также отсутствие мест для хранения груза на складе или на площадке. Изучение и анализ способов погрузки-разгрузки будут в конечном итоге определять время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, необходимость установки дополнительного перегрузочного оборудования на автомобиле или использовании съемных кузовов, «отцепных» полуприцепов. Режим работы (А. 1.1.6.) обслуживаемых предприятий определяет время нахождения автомобиля в наряде и характеризует суточную интенсивность использования транспортного средства. Различают односменный, двухсменный и трехсменный режимы работы. Режим работы грузового автомобиля, как правило, связан с соответствующим режимом работы обслуживаемой клиентуры.

Вид маршрутов и организация перевозок (А. 1.1.7.) являются основным элементом, с помощью которого устанавливается связь между отправителями и получателями груза. При этом различают маятниковые маршруты, когда осуществляется связь между одним отправителем и одним получателем груза, и кольцевые маршруты. Если при кольцевом маршруте транспортная связь осуществляется между одним отправителем и несколькими получателями, то образуется развозной маршрут. Если при кольцевом маршруте транспортная связь осуществляется между одним получателем и несколькими отправителями, то образуется сборный маршрут. Различные комбинации из двух вышеназванных разновидностей кольцевых маршрутов (несколько отправителей и получателей) образуют сборно-развозной маршрут.