Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 7

Таким образом, компетентность субъекта, обнаруживается в ситуации преодоления затруднения, разрешении проблемы, практической задачи. Именно эффективное преодоление трудностей является показателем компетентного поведения. Само же это обнаружение затруднения и готовность его преодолевать требует особых личностных способностей, которые не могут быть описаны только в рамках характеристик тех деятельностей, где эти трудности возникают.

Эти положения составляют основное требование к психологическим исследованиям всякого рода компетентностей в психологии, как отечественных, так и зарубежных авторов.

1.3 Исследования различных видов компетентности в западной и отечественной психологии.

В данной работе мы считаем необходимым, рассмотреть в обзорном режиме такие виды компетентности как профессиональная, социальная, коммуникативная и более подробно остановиться на конфликтной компетентности, как базовом конструкте нашего исследования.

Наиболее разработанным понятием компетентности в отечественной психологии является понятие профессиональной компетентности. Это обусловлено рядом исторических особенностей развития психологии в советский период и повышенным вниманием к исследованиям и разработкам в инженерной психологии и психологии труда.

Так, Кухарев Н.В. определяет профессиональную компетентность как интегральную профессионально личностную характеристику, определяющую способность и готовность выполнять должностные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями [17].

Исследования профессиональной компетентности показали, что помимо хорошо развитых профессионально важных качеств, последняя также включает в себя: умение получать информацию в своей предметной области и преобразовывать её в содержание своей деятельности (функциональную грамотность – прим. моё), а также культуру коммуникации при взаимодействии с людьми (коммуникативную компетентность – прим. моё) [17].

К видам профессиональной компетентности А.К.Маркова относит: специальную, социальную, личностную и индивидуальную компетентности. Причём, каждый из этих видов компетентностей не ограничивается, по её мнению, узко профессиональными характеристиками и включается в широкий контекст разного рода деятельностей [18].

Таким образом, можно заключить, что, профессиональная компетентность в самом обобщённом виде может быть определена как набор разнородных и разноплановых способностей, умений, качеств, составляющих в совокупности условия для эффективной профессиональной деятельности.

Однако исследования компетентности не ограничиваются рамками психологии труда. Понятие «компетентность» широко исследуется и в других областях психологии. Особое место разработке проблематики компетентного поведения и научения личности эффективным формам межличностных взаимодействий отведено в социальной психологии.

Первые разработки понятия социальной компетентности принадлежат западным исследователям. Следует отметить, что, как и в случае с профессиональной компетентностью, на сегодняшний день не существует единого и общепринятого понятия социальной компетентности. При попытках дать некоторое обобщённое определение социальной компетентности в западной социальной психологии получается нечто похожее на:способность эффективно вовлекаться в сложные межличностные взаимодействия, использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы для достижения соответствующих социальных целей и позитивных сдвигов в собственном развитии [24].

В отечественной социальной психологии более широкое распространение по сравнению с термином социальная компетентность получили понятия социально-психологической и коммуникативной компетентности. В трудах отечественных социальных психологов они используются наряду с понятием социальной компетентности иногда как синонимы, иногда как ее компоненты.