Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 13

1.  Лекция.

     По классике жанра лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем - лектором учебного материала. Она является одной из наиболее экономичных форм обучения, так как может быть прослушана многочисленной аудиторией. К ограничениям лекции стоит отнести то, что на лекции может быть представлен лишь теоретический материал, а возможности же практического его использования ограничены, что негативно отражается на ценности лекции как способа обучения и развития умений и навыков. Обсуждая лекцию как активный метод обучения, как правило, имеют в виду такие её виды как [10]:

·  Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. В отличие от содержания информационной лекции, которое предлагается преподавателем в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Проблемные вопросы побуждают к поисковой активности, размышлению, поскольку готовой схемы решения в прошлом опыте у учащихся нет. Чем выше степень диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше её обучающий и мотивирующий эффекты.

·  Лекция – визуализация (презентация) учит преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что позволяет формировать аналитическое мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний в наглядный образ, который в дальнейшем может выступать в качестве опоры для мыслительных и практических действий. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у учащихся знаний, создание опять же проблемных (поисковых) ситуаций и возможности их разрешения.

·  Лекция-пресс-конференция - форма проведения такой лекции близка к форме проведения пресс-конференций. Данный тип лекции предполагает предварительный сбор лектором вопросов от аудитории в письменном виде по заявленной теме лекции. Однако изложение лекционного материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. Активизация деятельности учащихся на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого учащегося лично. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание учащихся.

2.      Семинар.

     В общепринятом толковании семинар – это вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике. Семинар способствует углублённому изучению темы, его специфика - коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных учащимися самостоятельно, но, как правило, под руководством преподавателя.

     В отличие от лекции, количество участников на семинаре обычно небольшое. В некоторых учебниках по дидактике семинарские занятия также называют методом «круглого стола», подчёркивая ограниченное количество «посадочных мест» за последним (от 10 до 25) и тесную взаимосвязь с методом дискуссии [32].

     Этот тип учебного метода даёт возможность участникам учиться под руководством опытного преподавателя и помогает каждому понять проблемы и подходы других, развивая способности к децентрации. Одним из лимитирующих факторов семинара является его короткое продолжение по времени, обычно от одного до двух часов. Это иногда не даёт времени полностью разработать идею или концепцию.

     В рамках обсуждения семинара как активной формы обучения, как правило, ведут речь о таких его формах как [10]:

·  Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса учащимся предлагается обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне учащиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы, лежащие в данной тематике. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.