Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 36

     Полученные данные, в сравнении с данными таблицы 2, позволяют нам сделать следующие выводы об устойчивости изменений показателей аналитического компонента конфликтной компетентности, выявленных сразу после окончания тренинга:

1.  С показателем значимости α = 0,05, сохранились изменения в способности испытуемых к чёткому различению базовых характеристик конструктивного и деструктивного видов конфликтов, а также способности к прогнозированию развития и исхода ситуации в конструктивном и деструктивном направлении.

2.  С таким же показателем значимости α = 0,05, у испытуемых сохранились изменения в способности распознавать участников конфликтного взаимодействия, а также их интересы в конфликте.

3.  Также со степенью значимости α = 0,01, как и в ситуации диагностики, сразу после тренинга, у испытуемых сохранились изменения в способности распознавать различные формы поведения участников конфликта, различать стратегии и тактики, реализуемые участниками конфликтного взаимодействия.

Изменения в устойчивости результатов произошли со следующими показателями:

1.  В показателях способности обнаруживать предмет конфликта, при их формальном сохранении, произошло снижение статистической значимости в различиях с самого высокого α = 0,01 до α = 0,05. Такое изменение в уровне значимости свидетельствует о том, что у некоторых испытуемых показатели по этой способности стали близки к результатам диагностики «до тренинга». Что в содержательном плане означает то, что для испытуемых процесс обнаружения предмета конфликта стал через 2 месяца после тренинга более трудной задачей, нежели сразу после него. Это может свидетельствовать о некотором ослаблении «вытренерованного» навыка, без постоянной его практики.  Вместе с тем, появились значимые отличия (α = 0,05) в показателях способности выделять материал конфликта, которые не были зафиксированы сразу после тренинга. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что процедура выделения материала конфликта из свёрнутой операции для испытуемых вновь превратилась в отдельное действие. Теперь, когда навык обнаружения предмета конфликта без систематической тренировки начал угасать, определение повода, причин столкновения для испытуемых стало необходимой отправной точкой для начала поиска базового противоречия в конфликте, и поэтому потребовало специальной организации и концентрации на данном процессе.

2.  Ещё одним неожиданным моментом в результатах постдиагностики стало появление за прошедшие 2 месяца после тренинга у испытуемых способности отличать конфликт от других явлений социальной действительности. Более того, изменение в результатах проявилось с высокой степенью значимости α = 0,01, и если учесть, что Т эмпирическое  оказалось равно нулю, то это говорит о том, что у каждого из испытуемых произошли изменения в сторону улучшения результата.  По всей видимости, такое изменение – результат эмпирически полученного знания, когда испытуемые в своей жизни уже за пределами тренингого пространства могли встретиться с такими явлениями, которые не представлялось возможным облечь в конфликтную форму, что и сформировало способность к данному различению.

Далее рассмотрим устойчивость изменений в показателях готовности к преодолению препятствий. Для вычисления Т эмпирического данные постдиагностики, представленные в таблице 12 сравнивались нами с данными из таблицы 5.

Таблица 12. Показатели готовности в группе тренинга через 2 месяца после его проведения.

Испытуемый

OD

NP

E

M

1

Аня

3

13

2

2

 

2

Иван

4,5

13

0,5

1,5

 

3

Надя

4

9,5

5.5

1

 

4

Юлия С.

2

11,5

5

1,5

 

5

Максим

3

11,5

3,5

1,5

 

6

Настя

4

10,5

2

2

 

7

Катя Р.

2,5

9,5

5

0,5

 

8

Катя Л.

2

12,5

4

1

 

9

Юля Ш.

2

7,5

6

3

 

10

Елена

1,5

9,5

5

1,5

 

11

Ф.Е.

1

11,5

6

1,5

 

12

Таня

5

6,5

5

2,5

 

13

Анна О.

3

14,5

1,5

0,5

 

14

В.И.

3,5

9,5

4

1,5

 

15

Виталий

-

-

-

-

 

16

Алёна

-

-

-

-

 

Тэмп.

Т табл.

значимость (α)

6,5

23,5

46

7

 

15

25

25

15

 

0,01

0,05

0,05

0,01

 

типичность сдвига

+

+

-

+