Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 29

     Оценка полученных сдвигов показала, что в группе семинара-практикума после его прохождения в аналитическом компоненте конфликтной компетентности участников произошли изменения (типичные сдвиги) во всех показателях, измеряемых тестом, причём в большинстве случаев с высокой степенью значимости α = 0,01. Результаты со степенью значимости α = 0,05 были обнаружены только:

1.  В показателях способности испытуемых к  чёткому различению базовых характеристик  конструктивного и деструктивного видов конфликтов, а также способности к прогнозированию развития и исхода ситуации в конструктивном и деструктивном направлении. На этом же уровне оказались и результаты тренинговой группы.

2.  В уровне способности распознавать интересы конфликтующих сторон, что также соответствует показателям тренинговой группы и не превосходит их.

     Таким образом, сопоставив результаты двух групп, можно сделать вывод о том, что в вопросах формирования знаниевого компонента конфликтной компетентности, семинар-практикум оказывается более эффективным, чем тренинг.

     Далее, мы перейдем к рассмотрению результатов по тесту №2, чтобы сделать выводы относительно эффективности тренинга и семинара-практикума в аспектах повышения готовности к разрешению противоречий и расширения собственного диапазона действования в ситуациях конфликта.

4.2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики по тесту №2 в двух выборках.

     Готовность, как и установки личности - это устойчивые образования, которые формируются в течение всей жизни, они с трудом поддаются ломке [1]. Поэтому, интерпретируя результаты данного теста, мы отдавали себе отчёт в том, что после краткосрочного воздействия мы сможем с помощью Т-критерия Вилкоксона получить скорее вероятностную оценку полученного сдвига. Поскольку, основной пласт изменений, если он произошёл, нужно отслеживать через некоторое время, после того, как схлынет волна эмоций после пройденных мероприятий и установка на разрешение конфликтов сможет реализовать себя в эффективном преодолении испытуемым противоречий, возникающих в его жизни.

     При оценке данного теста мы рассматривали изменения в следующих показателях испытуемых:

·  понижение уровня OD реакций (фиксации на препятствии и отказа от разрешения ситуации) и Е реакций (агрессивных выпадов в отношении других участников конфликтной ситуации и предпочтения конкурентных форм взаимодействия);

·  повышение уровня NP реакций (ориентация на разрешении ситуации и мобилизации для этого ресурсов, как своих, так и окружения) и M реакций (коммуникативной компетентности и предпочтения кооперативных форм взаимодействия).

Ниже в таблице 5 и 6 представлены результаты срезов «до» и «после» в группе, походившей тренинг конфликтной компетентности.

Таблица 5. Показатели готовности в группе тренинга «до» его проведения.

Испытуемый

OD

NP

E

M

1

Аня

6

9

1,5

0,5

 

2

Иван

7

10

0

0,5

 

3

Надя

4

6,5

8,5

0,5

 

4

Юлия С.

2

13,5

4,5

0

 

Испытуемый

OD

NP

E

M

 

(Таблица 5 продолжение)

 

5

Максим

4

10

4

0,5

 

6

Настя

4

13,5

1

0,5

 

7

Катя Р.

4

10

1

1,5

 

8

Катя Л.

1

12

5,5

0,5

 

9

Юля Ш.

2,5

9,5

5

1,5

 

10

Елена

3

8

6,5

0

 

11

Ф.Е.

4

7

3,5

2

 

12

Таня

6

5

5,5

1

 

13

Анна О.

5

5

7

0,5

 

14

В.И.

6

7

6,5

0

 

15

Виталий

2

8,5

9

0,5

 

16

Алёна

4

11

2,5

2