Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 15

·  Игра-имитация (деловая игра). Игра – имитация также основана на разыгрывании некоторого условного действия, но условность обычно приближена к реальности: сюжет и роли берутся из непосредственного рабочего окружения. Имитация в условиях бизнес-среды получила название «деловая игра». Такие игры позволяют: отражать основные черты рабочей реальности, воссоздавать реальные деловые ситуации и отрабатывать функциональные взаимодействия. В отличие от ролевой игры имитация не предполагает погружения в роль. Взаимодействия людей скорее просчитываются и обдумываются, нежели «проживаются».

5.      Анализ конкретных ситуаций.

     В рамках данного метода участники вовлечены в обсуждение реальной жизненной ситуации. Они имеют дело с конкретными, а не выдуманными фактами и событиями. Как правило, варианты представления конкретных ситуаций включают:классический развернутый (гарвардский) вариант с сохранением дат, имён, описанием контекста и т.д. илисокращенный вариант (модельный), часто прописанный в фабулах. Для анализа также может использоваться:видеоматериал; случай из жизни, предложенный участниками; случай, возникший в диалоге;а также решение, уже принятое в конкретной ситуации.

     Изучение конкретных ситуаций сочетается с применением других методов, как например, мозгового штурма и зачастую проводится в сочетании с имитационным (предметно-содержательным) и игровым (социально-ролевым) моделированием.

     Анализ конкретных ситуаций помогает участникам в условиях обучения обратиться к конкретному опыту, чтобы затем перейти к его осмыслению, рефлексии и перенести полученные навыки анализа на реальный круг ситуаций собственной жизни [16], [5].

6.      Мозговой штурм.

     Мозговой штурм способ быстрого накопления большого количества идей представляет собой одновременно и предмет (содержание), и метод обучения. Важнейшим элементом метода является снятие психологических барьеров, тормозящих генерацию творческих идей. Метод разделяет этапы формулирования задачи и генерации вероятных способов её творческого решения. Таким образом, возможности мозгового штурма охватывают как имеющийся опыт участников, так и область нового, неизвестного опыта. Им можно пользоваться как для описания, так и для преобразования опыта. В обучении на основе конкретного опыта мозговой штурм помогает участникам осмыслить опыт, а также перейти от отвлеченных представлений к идеям для планирования и проектирования дальнейших действий.

     Таким образом, описание рассмотренных выше методов обучения, показало, что среди них нет универсального, поскольку каждый имеет свои как преимущества, так и ограничения. Чтобы сделать осознанный выбор, следует чётко представлять в какой области результаты должны преобладать после применения метода - в области знаний, умений, навыков или в области отношений (в том числе мотивации, готовности). Часто использование нескольких различных учебных способов является наиболее эффективным в ситуации обучения взрослых.

     Основываясь на идее комплексности применения активных методов обучения взрослых, далее нами будут рассмотрены формы обучения, в рамках которых данные методы могут реализовываться. В соответствии с целями и задачами данной работы, мы остановимся на подробном рассмотрении тренингов в сравнении с образовательными курсами, с целью обнаружения отличительных особенностей тренингов от последних. Следующим шагом после такого различения мы предполагаем описание специфики тренинга конфликтной компетентности и его отличительных особенностей от  семинара-практикума.

2.2 Специфика тренингов и образовательных курсов как активных обучающих процедур.

     Прежде чем начать разговор о том, как инициируется и организуется тренинг конфликтной компетентности, полезно определить само понятие «тренинг» и отделить его от родственного ему понятий образование и развитие. Учитывая, что тренинговая практика, в том виде, в котором она широко применяется в настоящее время, пришла к нам с запада, то на наш взгляд, логично искать корни различия этих понятий в работах зарубежных авторов. Основываясь на ряде источников, дадим следующие определения этим понятиям [3].