Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 21

4.1 Обоснование методологического подхода и подбора инструментария.

     В соответствии с трехкомпонентной моделью конфликтной компетентности нами были выделены основные индикаторы для её диагностики:

Компонент конфликтной компетентности

Критерии (индикаторы)

1.Готовность преодолевать затруднение

·  Направленность на процесс разрешения конфликта, неизбегание конфликтного взаимодействия (отсутствие конфликтофобии);

·  Осознание значимости конфликтной компетентности для повышения эффективности выполняемой деятельности и стремление к овладению конфликтной компетентностью

2.Способность обнаруживать противоречие, лежащее в основе конфликта

·  Наличие знаний о конфликте: его структуре, функциях и способах разрешения;

·  Развитая способность к рефлексии (способность удерживать противоречие в процессе разрешения конфликта).

3.Владение способами разрешения противоречий разных типов.

·  Разнообразие стратегий и тактик эффективного поведения в конфликтной ситуации;

·  Широкий диапазон проб в разных ситуациях конфликта;

Анализ методик, направленных на диагностику конфликтной компетентности (см. Главу III данной работы) показал, что для диагностики последней не существует универсального инструмента. Так, для диагностики готовности к разрешению противоречий, как правило, используют проективный тест Розенцвейга [27]. Оценка сформированности знаниевого компонента конфликтной компетентности в рамках школьных и университетских курсов по конфликтологии не имеет как таковой общепринятого способа и осуществляется в соответствии с содержанием программы, в удобной для преподавателя форме. Владение способами разрешения противоречий разных типов в большинстве случаев обнаруживается через формализованные техники наблюдения за процессом конфликтного взаимодействия участников, либо через использование опросников, построенных на основе самооценочных суждений.

При таком положении дел, диагностика конфликтной компетентности предполагает использование батареи, состоящей, по меньшей мере, из трёх методик. С формальной стороны это означает, что процедура диагностики превращается в длительный и утомительный для испытуемых процесс, что неприемлемо в условиях тренинга. С точки зрения содержательного аспекта – результаты такой разрозненной диагностики не укладываются в некоторую интегральную модель конфликтной компетентности, что не даёт возможности комплексного анализа полученных результатов.

Решение этой проблемы мы нашли в использовании батареи, составленной из двух методик, в своей совокупности дающих представление о феномене конфликтной компетентности в её целостности в соответствии с её трёхкомпонентной моделью. Описание этих методик представлено ниже.

Тест №1. (см. Приложение 3)

Данный тест был разработан нами для диагностики аналитического компонента конфликтной компетентности. В общем виде этот компонент подразумевает под собой не только наличие знаний, необходимых для опознания и анализа конфликта: представлений о том, что есть конфликт, о его структурных и функциональных характеристиках, но и достаточный уровень рефлексивных способностей, необходимых для преобразования конфликтного материала.

     В содержании теста нами было условно выделено 4 блока. Ниже мы приведём краткое описание каждого из блоков с обоснованием необходимости его выделения в составе данного компонента конфликтной компетентности, описанием входящих в него заданий, а также критериев, на основании которых производилось оценивание знаний.