Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 12

     Во-вторых, в данной работе мы остановимся на рассмотрении методов, предполагающих работу в учебной группе в едином учебном пространстве, которые если и предусматривают индивидуальную работу, то исключительно в рамках дальнейшего группового взаимодействия. Этот критерий непосредственно отвечает условиям обучения конфликтно компетентному поведению, формирование которого немыслимо без коммуникации и корректировки посредством незамедлительной обратной связи от участников взаимодействия и экспертов.

     В качестве отправной точки описания методов, согласно первому выделенному нами критерию, рассмотрим классификацию методов активного обучения:

Таблица – рубрикатор.

активные методы обучения

неимитационные

имитационные

игровые

неигровые

·  лекции(«проблемная», «визуализация» (презентация), «пресс-конференция»)

·  семинары

·  дискуссии

·  самостоятельная работа с литературой;

·  деловая игра (ролевая игра, игра-имитация)

·  игра-моделирование

·  анализ ситуаций (кейс-метод, обучение на примере)

·  коллективная мыслительная деятельность

·  практикумы

·  ТРИЗ работа (брейнсторминг или мозговой штурм)

За основу данной таблицы нами была взята классификация активных методов обучения, предложенная Смолкиным А.М. [33]. Он различает имитационные методы активного обучения - формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации какой-либо осваиваемой деятельности и неимитационные - это все способы активизации познавательной деятельности в рамках аудиторных лекционных занятий. Имитационные методы делятся автором на игровые и неигровые. К игровым он относит проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие. Курсивом в таблице отмечены терминологические расхождения с классификацией Смолкина А.М. при практической идентичности содержания понятий, которые были обнаружены автором данной работы при анализе других источников по тематике активных методов обучения [10]. В контексте данной работы далее мы будем считать их эквивалентными, без учёта терминологических расхождений.

Далее, как неудовлетворяющие второму критерию (условию работы в едином учебном пространстве), из методов представленных, как соответствующих первому критерию, в данной работе не будут освещены: дистанционные методы обучения и методы, предполагающие исключительно индивидуальную форму работы (индивидуальные письменные упражнения, самостоятельное чтение и т.д.).

Следует, однако, оговориться, что методы, которые мы исключили из дальнейшего рассмотрения, не следует классифицировать как абсолютно непригодные для формирования конфликтной компетентности. Они могут использоваться как дополнительные при построении обучающих программ, но их «массовая доля» значительно меньше, чем у методов, описанных ниже.

2.1 Описание активных методов обучения взрослых.

     Итак, в соответствии с описанными выше критериями, приведем краткое описание соответствующих им наиболее распространённых в практике обучения взрослых методов с целью понимания возможности их применения для обучению конфликтно компетентному поведению. В описании мы постараемся осветить как сильные, так и слабые места и границы применения каждого из методов.