Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 23

IV Блок. Распознавание возможных форм поведения в конфликте.

     Аналитический компонент конфликтной компетентности включает в себя также осведомлённость о различных способах поведения в конфликте. Этот блок своеобразный «мостик» от «знаниевого» компонента конфликтной компетентности к деятельностному. Однако не следует расценивать этот «мостик» как знак тождественности между ними. Знать о том, как можно и нужно действовать в ситуации – не значит так поступать самому.

     Данный блок представлен одним заданием, основу которого составляет рисунок с изображением различных форм поведения в конфликте, которые испытуемым необходимо соотнести с вариантами ответов, номинально соответствующими описанным К. Томасом стратегиям поведения в конфликте.

     Максимальная оценка за это задание и блок в целом составляет 5 баллов.

Тест 2. (см Приложение 4)

Для диагностики готовности к разрешению противоречий нами был использован проективный рисуночный тест «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой. Данный тест является модификацией ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга и позволяет на основе типологии реакций на фрустрацию испытуемого оценить характер его поведения в напряженных условиях, в ситуации принятия решения, конфликтных ситуациях.

В данной методике самим автором содержание рисунков изменено таким образом, что фрустрационные реакции в большей степени опосредованы социальным контекстом, и личность испытуемого исследуется главным образом в условиях трудовой деятельности, что на наш взгляд в ситуации диагностики взрослых имеет особое мотивирующее значение, поскольку профессиональная деятельность является ведущей для этого возраста [42].

Стимульный материал методики состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации, встречающиеся в производственных условиях. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, затрудняющие деятельность и фрустрирующие собеседника. Задача испытуемого - сформулировать ответ, адекватный с его точки зрения конкретной конфликтной ситуации. Что именно увидит испытуемый в ситуации, под каким углом зрения воспримет происходящее на картинке, полностью определяется его индивидуальным особенностями и жизненным опытом.

Ситуации, нарисованные на рисунках можно разделить на два типа: ситуации «препятствия» и ситуации «обвинения». Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. По направлению реакции подразделяются на: экстрапунитивные (E) (направленные вовне), интропунитивные (I) (на себя) и импунитивные (M) (когда фрустрирующая ситуация рассматривается как незначительная).

По типам реакции делятся на: препятственно-доминантные (OD) (фиксация на препятствии), самозащитные (ED) (самооправдание либо обвинение других) и необходимо-упорствующие (NP) (фиксация на удовлетворении потребности). На пересечении этих реакции появляется 9 факторов (и два дополнительных), обозначаемых в тесте разными индексами.

     По нашему мнению, в соответствии с описанными выше индикаторами (критериями) готовности преодолевать затруднение, совокупный высокий показатель по комплексу препятственно-доминантных (OD) реакций (E’, I’, M’) свидетельствует о наличии конфликтофобических установок у испытуемого. Такие установки выражаются, как в общем отказе от решения от проблемы, так и во всякого рода рационализациях конфликтной ситуации: интерпретации фрустрирующей ситуации как блага, либо игнорировании минусов фрустрирующей ситуации, вплоть до полного отрицания ее существования.

     Напротив, высокий совокупный показатель по комплексу необходимо-упорствующих (NP) реакциям (e, i, m) свидетельствует о готовности испытуемого к преодолению препятствия, затруднения и направления своей активности на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, и её разрешения. Поведение испытуемых, демонстрирующих высокие показатели по данному комплексу реакций, может характеризоваться попытками разрешить конфликт с помощью привлечения ресурса других людей, посредством мобилизации собственных сил, а также путём организации продуктивного взаимодействия, переговоров.