Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 22

I Блок. Распознавание конфликта.

На наш взгляд, аналитический компонент конфликтной компетентности предполагает наличие у субъекта чётких представлений о содержании понятия конфликт, понимание его границ, а также способности отличать его от других явлений социальной действительности, поскольку не любое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное [37].

Таким образом, на наш взгляд, в содержание данного компонента входит: способность опознавать конфликт как конфликт, определять его тип и фиксировать его основные характеристики. Данный блок содержит 2 задания, направленных на диагностику заявленных выше характеристик.           Первое задание представляет собой графическое изображение трёх овалов отличающихся друг от друга рядом параметров, с конфликтом между двумя из них, распознавание которого и является задачей испытуемого. Второе задание направленно на распознавание ситуаций по их описанию как «конфликтных» и «неконфликтных», с последующей классификацией ситуаций, квалифицированных как «конфликтные» на типы по видам конфликта.

     Максимальная суммарная оценка за данный блок составляет 11 баллов.

II Блок. Определение функциональных характеристик конфликта.

     Вторым важным компонентом в структуре аналитического компонента конфликтной компетентности является способность определять направление, «вектор» конфликтного взаимодействия, после классификации его как такового. За основу содержания блока нами было взято базовое различение «деструктивный» – «конструктивный» конфликт, которое предполагает классификацию конфликта как явления негативного и разрушительного или же, как положительного, созидающего, способствующего удержанию противоречия в процессе его разрешения.

     Таким образом, в данном блоке основными диагностируемыми характеристиками стали: способность субъекта к  чёткому различению базовых характеристик  конструктивного и деструктивного конфликтов, а также способность к прогнозированию развития и исхода заданной ситуации в конструктивном и деструктивном направлении.

     Данный блок также содержит 2 задания. Первое задание направлено на классификацию перечня разнообразных характеристик конфликта на «конструктивные» и «деструктивные». Второе задание предполагает ознакомление испытуемых с описанием контекста конфликтной ситуации с целью последующего заполнения таблицы, в основе которой лежит прогноз возможного деструктивного и конструктивного исхода сложившийся ситуации.

     Максимальная суммарная оценка за данный блок составляет 14 баллов.

III Блок. Определение структуры конфликта.

     На наш взгляд, это центральный блок в структуре аналитического компонента конфликтной компетентности, поскольку структура конфликта представляет собой совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. По сути дела – это скелет аналитического компонента конфликтной компетентности.

     Данный блок предполагает чёткую дифференциацию субъектом таких базовых понятий как: участники конфликта, материал, предмет, цель и интересы в конфликте.

     Данный блок состоит из 3 заданий, одно из которых направлено на понимание соотношений этих структурных элементов, и двух последующих, представленных в виде кейсов ситуации, направленных на непосредственное вычленение этих структурных элементов из описания ситуации. Особенностью оценки результатов данного блока является дифференцированная оценка каждого из структурных элементов. Так, максимальная оценка за правильное обнаружение испытуемыми участников конфликта составила 4 балла. За правильное обнаружение материала и предмета конфликта, а также интересов конфликтующих максимально можно было получить по 5 баллов за каждый. Общая максимальная суммарная оценка за блок не высчитывалась.