Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 19

1.  Диагностика конфликтов на личностном уровне.

Часто предметом изучения в предлагаемых диагностических методиках являются стратегии поведения участников конфликтов. Так, более двадцати лет назад М.Штраус и С. Штайнметц предложили свою «Шкалу тактики поведения в конфликте», с помощью которой можно оценивать отношения в семье, в том числе и получать информацию о самооценке испытуемых. В настоящее время активно используются разнообразные модификации этой процедуры оценки, например, тест К. Томаса направленный на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. В результате проведения диагностики с помощью данной методики можно определить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса. Подобный опросник разработан и Ершовым А.А. Данный опросник создавался автором под производственные цели и задачи диагностики руководителей, и, в отличие от Томаса, он выделяет не стратегии поведения, а основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализируются в конфликтных ситуациях. К таким сферам автор относит: ориентацию на труд и его эффективность; ориентацию на себя, свои взгляды и опыт, ориентацию на авторитет коллег и руководителей и ориентацию на официальную субординацию, права и обязанности [14].

Особое место в диагностике стратегий поведения в конфликтных ситуациях занимают проективные тесты. Так, тест Ф.Розенцвейга, состоящий из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами и предлагающий испытуемому идентифицировать себя с одним из них, позволяет категоризировать ответы испытуемого в соответствии со специальной схемой, и определить, как человек обычно реагирует на фрустрирующую ситуацию: поиском виноватого вовне, самообвинением или как-то иначе. На базе этого теста Хитровой Н.Г. был разработан тест «Деловые ситуации», изображающий конфликтные ситуации в организации (к его более подробному описанию мы ещё вернёмся в экспериментальной части данной работы).

В конфликтологической практике также широко распространено использование психологических тестов для определения уровня конфликтности личности. Для этих целей используется опросник А. Басса и А. Дарки, предназначенный для определения индивидуального уровня агрессивности личности. Данный опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности, играющие не последнюю роль в характере построения межличностных взаимодействий. В диагностике психологической составляющей конфликта некоторыми исследователями также используются такие методики как опросник многофакторного исследования личности Р. Кеттела, опросник самооценки психических состояний Г.Айзенка, методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, а также определение уровня тревожности по опроснику Ч. Спилберга [35].

2.  Диагностика конфликтов на межличностном уровне.

     Чаще всего для этого используется традиционный метод социометрии (как правило, в виде опроса). Если говорить о стандартных опросниках, то, вероятно, больше повезло семейным конфликтам и оранизационным, поскольку в рейтинге существующих методик они занимают лидирующие позиции.

     Так, Левкович В.П. и. Зуськовой О.Э предложена методика «Межличностный семейный конфликт», построенная на основе исходных представлений авторов о том, что нарушение взаимоотношений между супругами и возникновение конфликтов являются следствием противоречий в сфере потребностей.

     Полозовой Т.А. предложена методическая процедура для изучения межличностного конфликта в группе. Данная методика основана на экспертных оценках отношений между членами обследуемого коллектива. В результате которой высчитываются разнообразные показатели группового и индивидуального характера (коэффициент конфликтности, взаимности межличностных конфликтов в группе).