Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 31

     Полученные данные свидетельствуют о том, что после прохождения тренинга у испытуемых в показателях готовности преодолевать затруднения наметились следующие тенденции:

1.  С высокой степенью значимости α = 0,01, испытуемые продемонстрировали тенденцию к снижению конфликтофобических OD реакций, что свидетельствует о направленности изменений в сторону активного преобразования конфликтной действительности без её избегания, рационализации и обесценивания.

2.  С показателем значимости α = 0,05, испытуемые продемонстрировали тенденцию к увеличению в своих ответах М реакций, что свидетельствует о предпочтении конструктивных форм взаимодействия.

Однако, как показал статистический анализ, тренинг не вызвал значимых сдвигов в следующих показателях:

1.  Не произошло прогнозируемого снижения реакций типа Е, что свидетельствует о том, что конкурентные формы взаимодействия остались столь же предпочитаемыми, как и до прохождения тренинга. Качественный анализ реакций этого типа, однако, показал, что если в ответах испытуемых в ситуации тестирования «до» среди реакций типа Е преобладали чисто агрессивные, обвинительные типа: «Не лезьте не в своё дело!», то в ситуации «после» уже преобладали формулировки, указывающие на превосходство ресурса испытуемого, типа: «Решать будете, когда сядете в моё кресло, а пока – начальник Я!». Что может интерпретироваться как осмысленное предпочтение борьбы, как наиболее удобной позиционно-функциональной модели взаимодействия в ситуации превосходства своего ресурса, то есть может расцениваться не как агрессивность личности, а как стратегический ход.

2.  Достаточно неожиданным результатом стало отсутствие значимых изменений в показателях NP реакций, отвечающих за ориентацию на разрешение ситуации и инициативу в организации продуктивного взаимодействия. Получается, что после прохождения тренинга участники не боятся конфликтов, но и не спешат сразу же приступать к их разрешению. Возможно такое положение дел – свидетельство некоторой усталости испытуемых от участия в тренинговых процедурах, во время прохождения  которых им то и дело приходилось проявлять активность в организации процесса разрешения конфликта. Возможно также, повышение показателя по данному типу реакций является вопросом времени и практики, полученных на тренинге знаний, умений и навыков, которое, возможно, не может быть «снято» сразу после его завершения.

Далее, в таблицах 7 и 8 представлены результаты срезов «до» и «после» в группе, походившей семинар-практикум по конфликтной компетентности.

Таблица 7. Показатели готовности в группе семинара практикума, «до» его проведения.

Испытуемый

OD

NP

E

M

1

Юлия Г.

1,5

8,5

8

1

 

2

Дарья А.

0,5

8,5

7

2

 

3

Ольга С.

1,5

11

5,5

0

 

4

Елена С.

3,5

12,5

2,5

1,5

 

5

СмС

3,5

8

6

1,5

 

6

Лариса К.

5

5

8,5

0,5

 

7

ТимПФ

2,5

11

5,5

1

 

8

ВВП

2

10

4,5

2,5

 

9

БМА

0

13

4

0

 

10

ШуНП

1

6

10

1,5

 

11

Илья А.

3,5

8

3,5

2

 

12

П.К.Н.

4,5

11

2

0,5

 

13

Анна Б.

4

5

7,5

0,5

 

14

Елена Ш.

2

5,5

10,5

1

 

15

Елена Б.

1

10,5

8,5

0

 

16

А.Р.Г.

3

10

4,5

1,5

 

17

Наталья М.

0,5

9,5

6,5

1

 

18

Ирина Б.

0,5

11,5

2,5

1