Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 10

Конфликтная компетентность субъекта позволяет ему начать преобразования по пути продуктивного разрешения конфликта: обнаружить само затруднение как требующее преодоления и оценить имеющиеся ресурсы для преодоления конкретной трудности, конкретного разрыва в материале. Наконец, она обеспечивает готовность разрешать возникшее противоречие в деятельности и основывается на представлении о том, что конфликт может выполнять продуктивную функцию (т.е. что данная проблемная ситуация может быть использована для улучшения деятельности). [24].

Таким образом, конфликтная компетентность - есть то, что обеспечивает ресурс для оформления и продуктивного разрешения представленного в конфликте противоречия. И, в этом смысле определяется уровнем осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умением адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации с учетом возможного изменения условий и самих действующих сторон.

В целом, конфликтная компетентность связана не с овладением какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Априори невозможно говорить о единственно правильной (как и о единственно ошибочной) линии поведения в конфликте. Успех в разрешении конфликта зависит от способности осуществлять выбор оптимальной для конкретной ситуации стратегии поведения и способности следовать выбранной стратегии.

Конструкция параметров конфликтной компетентности по Хасану Б.И включает в себя совокупность способностей: способность «удерживать» конфликт в его процессуальности (не избегание конфликтного взаимодействия); способность дистанцироваться от столкновения (рассматривать конфликт как необходимое целое); способность к реконструкции конфликтного взаимодействия в его целостной динамике; способность к множественным неоднозначным объяснениям происходящего столкновения и вариативному представлению перспектив конфликтного взаимодействия; способность понимать и переживать конфликтное взаимодействие не только как индивидуально экзистенциальный акт, но как событие, а также способность при недостаточном ресурсе к поиску и созданию новых ресурсных возможностей [39].

В обобщённом виде структуру конфликтной компетентности, можно представить в виде модели. По мнению Привалихиной Т.И., в модель конфликтной компетентности включаются [24]:

1.  Готовность преодолевать затруднения;

2.  Способность обнаруживать противоречие, лежащее в основе конфликта;

3.  Владение способами разрешения противоречий разных типов.

Исходя из данной трёхкомпонентной структуры конфликтной компетентности, мы считаем принципиальным отличить конфликтную компетентность от такого понятия как конфликтная грамотность, зачастую используемого в качестве синонима первому. Конфликтная грамотность - это совокупность знаний о правилах продуктивного конфликтования, включающая в себя владение конфликтологическим тезаурусом и способность к анализу возникшего противоречия. Однако быть конфликтно грамотным еще не означает быть компетентным, так как грамотность - это лишь когнитивная характеристика и совсем не обязательно, что субъект готов к применению ее в процессе деятельности. На наш взгляд данные понятия соотносятся как целое и часть: конфликтная компетентность включает в себя конфликтную грамотность, но ей не ограничивается. Примеров тому из жизни великое множество: можно знать правила дорожного движения, но не уметь водить, можно знать правила русского языка, но всё время писать с ошибками.

С позиции конструктивной психологии конфликта некоторой конфликтной компетентностью обладает практически любой человек. Уже к концу первого года жизни можно наблюдать такие поведенческие формы ребёнка, которые вполне сознательно применяются для преодоления трудностей во взаимодействиях с окружающими и с внешним миром в целом. Развитие же конфликтной компетентности, тесно связано с направлением разрешения конфликта и его природой.