Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 24

     Что же касается комплекса самозащитных реакций (ED), то мы сочли необходимым учитывать только экстрапунитивные (E) и импунитивные (M) реакции в данном комплексе, как направляющие в выборе форм социального взаимодействия. Так, преобладание реакций типа Е в данном комплексе свидетельствует о враждебности, агрессивности, обвинительных выпадах испытуемого в отношении других участников ситуации, явном предпочтении конкурентных способов разрешения конфликта. В отличие, от которого, преобладание реакций типа М свидетельствует о толерантном поведении испытуемого в затруднительной обстановке, достаточно высоком уровне коммуникативной компетентности и предпочтении кооперативных способов разрешения конфликта.

     Однако возможности теста «Деловых ситуаций» не ограничиваются только диагностикой готовности к разрешению конфликтов. В данной работе, мы использовали стимульный материал теста и для диагностики третьего компонента конфликтной компетентности: владения способами разрешения противоречий разных типов. Из 20-ти ситуаций теста нами было отобрано 3, на которые испытуемым предлагалось помимо основного ответа (первого, пришедшего в голову) написать все возможные варианты реакций «героя», которые они могут представить в данной ситуации. Данная процедура позволила составить представление о диапазоне стратегий и тактик поведения испытуемых в конфликтной ситуации. Оценка данного компонента производилась путём определения типа каждой предложенной дополнительно к основной реакции, и начислением одного балла за каждую дополнительную реакцию, причём повторяющиеся типы реакции не засчитывались. Так, например, если испытуемый в качестве основного ответа в ситуации выдал реакцию типа «E», а в качестве других возможных реакций написал ещё пять вариаций высказываний того же типа «E», то мы будем считать, что диапазон его стратегий равен нулю.

4.2. Описание исследования и интерпретация полученных результатов.

     Для проверки гипотезы данного исследования во втором семестре учебного 2005-2006 гг. было проведено исследование на базе Психолого-педагогического факультета Лесосибирского филиала КрасГУ. В исследовании принимали участие студенты 4-го курса очной формы обучения в количестве 16-ти человек и студенты 3-го курса заочной формы обучения, в количестве 18-ти человек. Для студентов очной формы был предложен тренинг конфликтной компетентности, а для заочников – семинар-практикум (программы курсов см. Приложение 1 и 2).

     Сбор диагностических данных проходил в 2 этапа: «до» начала занятий и «после» их завершения по каждому из курсов. Кроме того, в группы, проходившей тренинг конфликтной компетентности через два месяца после окончания эксперимента, была проведена дополнительная диагностика с целью оценки устойчивости полученных эффектов тренинга.

     Для статистической оценки достоверности различий в результатах «до» и «после» в каждой из экспериментальных групп, мы использовали непараметрический метод оценки, рекомендованный в тех случаях, когда распределение результатов не является нормальным, или вид распределения невозможно определить из-за малого числа наблюдений. Чаще всего, для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, используют непараметрические критерии – G критерий знаков или T критерий Вилкоксона [6].

G критерий знаков эффективен при большом числе определений (5 ≤ n ≤ 300). Он учитывает не степень различий в каждой паре, а лишь их направленность (знак) и основан на подсчете числа разностей между результатами X и Y с различными знаками. Если число наблюдений невелико, а среди сравниваемых показателей есть пары с «нулевым» изменением в показателе (т.е. изменений нет), то критерий знаков вероятнее всего не выявит различий. В таких случаях рекомендуется применять более мощных критерий, как Т - парный критерий Вилкоксона. Критерий Т более чувствителен и позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом. Таким образом, сдвиг в более часто встречающемся направлении принято считать «типичным», и наоборот. Далее оценка достоверности сдвигов в показателях производилась нами с помощью Т- критерия Вилкоксона. [23].