Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 16

     Тренинг (training) - спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности.

     Образование, образовательный курс (education) - процесс усвоения и выработки систематизированных знаний, умений, ценностей и представлений, выходящих за рамки узкой сферы деятельности и позволяющих анализировать и решать широкий круг проблем.

     Развитие (development) - расширение и рост умений и способностей человека посредством сознательного или неосознанного научения.

     Не отрицая необходимость интеграции вышеперечисленных понятий и, признавая, что отделить одно от другого зачастую бывает трудно, Дж. Кении и М. Рейд тем не менее выделили несколько полезных различий между тренингом и образовательным курсом (далее образованием), в рамках которых может организовываться и происходить развитие. Эти различия касаются процесса, направленности, методов, содержания и степени специфичности того и другого [3].

     Если говорить о специфичности, то тренинг обычно предполагает выработку и усвоение поведенческих навыков, фактов, идей и т.п., необходимых для выполнения конкретной работы. Объектом тренинга является скорее конкретный вид деятельности, нежели человек. Образование же больше ориентировано на человека и предполагает более широкие изменения; цели обучения труднее поддаются точному определению. Противопоставляя тренинг образованию, Глейзер считает уместным проведение тренинга в тех случаях, когда конечный продукт научения можно специфицировать совершенно конкретными примерами, моделями желаемого поведения ученика, когда существует возможность разработать обучающие процедуры, направленные на тренировку или формирование такого поведения. Если же речь идет о том, чтобы дать человеку некое комплексное умение, которое трудно расчленить на отдельные составляющие и проиллюстрировать конкретными примерами исполнения, то необходимо более широкое обучение, при котором ученика вооружают общим подходом к ситуации, фундаментальным знанием, ожидая, что он генерализует его и сумеет воспользоваться им в аналогичных или новых ситуациях.

     Тренинг и образование можно сравнить и с точки зрения процесса. Тренинг в его крайних формах - это довольно технологизированный процесс, направленный на выработку предсказуемых схем поведения. Образование же - более естественный, органичный, но вместе с тем и более долгосрочный процесс, вызывающий гораздо менее предсказуемые изменения в человеке.

Тренинг и образование различаются и содержательной стороной. Цель тренинга - обеспечить человека знаниями, умениями и установками, необходимыми для выполнения конкретных задач. Образование же обеспечивает человека теоретической и концептуальной системой, стимулирующей развитие аналитического и критического мышления.

И, наконец, можно сравнить результаты тренинга, обучения и развития, разместив их на временной шкале. Результат тренинга обычно виден сразу, тогда как изменения, вызванные обучением и развитием, как правило, проявляются позже, спустя некоторое время, и имеют более глубокий характер и трудно прогнозируемый результат [3].

2.3 Специфика образовательных курсов и тренингов конфликтной компетентности.

     В настоящее время в практике обучения конфликтно компетентному поведению существует два крупных направления программ обучения: курсы и тренинги. Остановимся на более подробном рассмотрении специфики каждого из них, предварительно описав общие принципы их построения.

За основу и эталон подобного рода программ нами было взято описание учебных мероприятий по повышению конфликтной компетентности, разработанных в Институте психологии и педагогики развития (г. Красноярск). Хасан Б.И. при подготовке программ и проведении таких занятий рекомендует опираться на два главных положения: