Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 14

·  Тематический семинар. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания учащихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных её аспектах. Тематический семинар углубляет знания учащихся, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы. В практике преподавания, такой вид семинара является логическим продолжением лекционной темы.

·  Системный семинар. Проводится для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Может стать отличным продолжением тематического семинара. Метод системных семинаров раздвигает границы знаний учащихся, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса. Он помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных смежных с изучаемой сторон окружающей действительности.

·  Рабочий семинар. Целью подхода рабочего семинара является приобретение знаний посредством опыта и деления опытом. Он обычно состоит из групп с общим интересом, которые под руководством лидера (обычно преподавателя), принимают участие в учебных мероприятиях, таких как демонстрация, решение проблемы, обсуждение и экспериментирование.

3.      Дискуссия.

Название этого вида учебной работы настолько популярно, а содержание настолько многообразно, что им обозначают самые разные способы организации учебной работы. Дискуссией называют и обсуждение как обмен мнениями, и обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций, подходов. Дискуссию иногда смешивают с полемикой - целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже имеющейся, сформированной позиции. Но полемика в обучении редко бывает уместной: это не лучший способ освоения нового опыта. Как метод обучения дискуссия обычно включает следующие признаки: общение-диалог участников как упорядоченный обмен точками зрения; наличие ведущих и участников; соответствующую организацию работы (работа в малых группах); направленность обсуждения на достижение учебных целей [16].

     Дискуссия может выступать как самостоятельный метод обучения, а может гармонично встраиваться в логику, например, описанных выше семинаров и лекций. Как составляющая в реализации другого метода обучения, дискуссия чаше всего используется в организации работы так называемых групп краткого обсуждения (групп жужжания). Группы обсуждения полезны при вынесении обсуждения в большие группы, и особенно для ситуаций, в которых требуется быстрая реакция в простом задании. Также гораздо лучше использовать данные группы для поднятия проблем, чем для их решения [16].

4.      Игра.

     Игра - прекрасное средство для выработки навыков, освоения профессиональных ролей, погружения в непривычную систему отношений. Игра заметно уступает другим методам в возможности передавать знания. Но её сильные стороны в другом: участники проживают игровой опыт, что позволяет отрабатывать навыки и влиять на отношение участников к тому, что они делают в ходе игры.

     Игры можно распределить по способу работы участников:

·  Игра-моделирование. Модель - условная замена реальности, в которой сохраняются ее избранные черты, значимые для решения определённой задачи. Моделирующие игры основываются на замене реальности обобщенной, а порой абсолютно абстрактной моделью (к числу типичных относятся игры, моделирующие принятие решений в условных ситуациях кораблекрушения, необитаемого острова и т.д.). Условность моделей позволяет отойти от реальности, тогда как заложенная в модели структура действий способствует эффективной отработке способов действий и навыков.

·  Ролевая игра - это «драматизированная» форма ситуации, в которой группы разыгрывают проблемы человеческих отношений в свете предварительно изученных принципов. Ролевая игра основана на выполнении условной роли и дает возможность: изучить собственное привычное поведение, выйти за пределы обычных поведенческих шаблонов, освоить действия, необходимые в жизненных ситуациях. Ролевая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к тому, как он действует. Анализ ролевой игры дает возможность задуматься над тем, насколько обнаруженные в игре стереотипы оправданы, что повышает готовность к пересмотру и перестройке собственных взглядов и отношений.