Конспект лекций по дисциплине "Эксплуатация и обслуживание машин", страница 12

Срок службы шарниров цепи увеличивается при использовании смазки с антифрикционными добавками (или графита).

На основании указаний по смазке в технической документации изготовителя на машину составляют карту смазки всей машины и каждого механизма.

В ней приводят данные:

 - периодичность смазывания;

 - смазочный материал;

 - смазываемый узел трения;

 - число смазываемых точек.

Рекомендации по выбору

Для смазки рыбообрабатывающих машин используется широкая номенклатура смазочных материалов.

Выбор масла определяется конструкцией узлов, условиями и режимом работы  машин, а также свойствами смазочных материалов. Однако основным определяющим фактором при выборе вида масла является взаимодействие его с водой.

Водостойкость смазок зависит от материала загустителя. Хорошей водостойкостью обладают смазки на кальциевых, литиевых и алюминиевых загустителях.

Для рыбообрабатывающего  оборудования  необходимо применять более вязкие масла по сравнению с общепринятыми в машиностроении.

Жидкие (картерные) масла рекомендуется применять в основном для смазки закрытых зубчатых и червячных передач.

Наиболее  подходящими для рыбообрабатывающего оборудования  являются: ЦИАТИМ-202, ЦИАТИМ-203, АСМ-3, МС-70. Они относятся к водоупорным и остаются достаточно эффективными даже при соприкосновении с водой.

Не рекомендуется применять жировые консталины: УТ-2(л), УТ-3(т), УТ-1(солидолы), и синтетические УТС-1, УТС-2, УТС-3 из-за плохой влагостойкости.

При работе машин в судовых условиях желательно ориентироваться на смазки: АТС-3 и МС-70 и на масла турбинные 57 и т.д.

Для картеров рекомендуется применять турбинные масла, обладающие высокой эмульгирующей способностью.

 Для подшипников качения электродвигателей рекомендуется смазка ЦИАТИМ-202.

Смазочные материалы ядовиты, поэтому и  попадание на рыбопродукцию должно быть  исключено.

Оценка качества масел.

Исходным материалом для получения масел является мазут.

Эксплуатационные показатели минеральных масел в чистом виде ниже, чем минеральных с присадками (присадки улучшают эксплуатационные свойства масел, применяются с целью снижения трения, защиты металла от коррозии, увеличения  износостойкости деталей и т.д.)

Наличие воды в масле недопустимо, т. к. присутствие даже следов ее вызывает сильную коррозию.

 Вода может попасть  в масло в результате небрежного хранения и транспортирования. При наличии в масле воды 0,05% его нельзя подавать к парам трения посредством фитилей и тампонов.

Присутствие в маслах водорастворимых кислот и щелочей также недопустимо, т.к. они вызывают коррозию и разъедают металл, с которым они соприкасаются.

Наличие механических примесей в масле (пыль, песок, грязь и др.) вызывает абразивный износ смазываемых поверхностей. Для большинства масел допускается наличие примесей не более 0,005%.

Достоинства  масел:

1.  низкий коэффициент внутреннего трения – что дает возможность применять их при высоких частотах вращения;

2.  возможность применения как при высоких температурах так и при низких температурах;

3.  возможность замены без разборки механизма;

4.  охлаждение трущихся частей циркулирующим маслом;

5.  непрерывная тонкая фильтрация;

6.  применение фитильного способа подачи.

Недостатки жирной смазки:

 - легкое вытекание из корпусов, что вызывает необходимость применения надежных уплотнений и частого пополнения смазки.

Показатели масел определяются в результате лабораторного физико-химического анализа.

О качестве масла можно судить по внешним признакам:

1)  помутнение:

- из-за присутствия воды;

 - из-за действия низких температур.

Нагревают пробирку с маслом – если на дне пробирки окажется водяной осадок, то причина – наличие воды, если осадка нет – причина помутнения низкая температура и масло признается доброкачественным.