Конспект лекций по дисциплине "Эксплуатация и обслуживание машин", страница 11

 - кальциевые (солидолы);

 - натриевые (консталины);

 - кальциево-натриевые с металлической основой (магниевые, литиевые, алюминиевые и др.);

 - графитовые;

 - углеводные (ГОИ, ЦИАТИМ 205).

Подшипники скольжения смазывают маловязкими маслами и пластичными смазочными материалами. Масла применяют в быстроходных подшипниках в тех случаях, когда необходимо охлаждение узлах трения (например, в коренных и шатунных подшипниках).

Пластичные смазочные материалы используют в тихоходных подшипниках и шарнирных соединениях.

Подшипники скольжения из некоторых цветных металлов легко корродируют под действием продуктов окисления смазочных материалов, поэтому следует проверять совместимость  смазочного материала с материалом подшипника.

В быстроходных подшипниках имеется опасность уноса масла, поэтому их необходимо тщательно герметизировать и своевременно восполнять смазочный материал.

Распределительные смазочные канавки не должны доходить до торцов подшипников, края их следует закруглять.

Подшипники качения смазывают также маслами  и пластичными смазочными материалами.

Пластичные смазки выбирают в зависимости от:

 - степени герметизации узла;

 - необходимости отвода теплоты;

 - требований по защите от воздействия внешней среды.

В общем случае для подшипников качения можно применять масло повышенной вязкости, при которой момент трения и температура подшипников будут находится в приемлемых пределах.

Подшипники,  которые имеют небольшие потери на трение смазывают маслами меньшей вязкости, тяжелогруженые  - маслами большей вязкости. Причем крупные подшипники (с внутренним диаметром 150 и более) смазывают чаще.

Подшипники в редукторах, коробках скоростей и других аналогичных механизмах смазывают чаще всего тем же маслом, что и шестерни.

Масло поступает в подшипники:

1)  в виде брызг от вращающихся шестерен, путем подачи смеси воздуха с мельчайшими частицами масла

2)  прокачиванием большого количества масла через подшипники (струйное смазывание), обеспечивая тем самым их охлаждение. Это наиболее эффективный способ смазывания ответственных тяжелонагруженных быстроходных подшипников.

Если подшипники качения работают в условиях ударных нагрузок, то целесообразно применять пластичные смазки, которые в этих случаях амортизируют, поглощая энергию удара(чаще применяют смазки мягких сортов, приготовленные на вязких маслах УНИОЛ-1 и ЦИАТИМ-201).

Зубчатые и червячные редукторы наполняют маслом до указанного в инструкциях уровня.

Сорт масла применяют в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя (Например для редукторов всех типов, работающих при отрицательных температурах, масло выбирают с учетом температуры застывания).

Открытые зубчатые передачи обрабатывают липкими консистентными смазками (на кальциевых и алюминиевых мылах) с антифрикционными присадками. Для тихоходных лебедок с грубой обработкой шестерен используют графитную смазку УСсА с высоким допускаемым давлением и с противозадирными характеристиками. Смазку меняют  обычно через 15…30 суток.

Винтовые и реечные передачи смазывают пластичными материалами с антифрикционными присадками (графитом, дисульфидом молибдена), а при работе при отрицательных температурах 223К (-50ºС) применяют ЦИАТИМ-201.

 У фрикционных муфт  (одно, - многодисковых и конических) поверхности трения  сделаны  из различных материалов (чугуна, бронзы, асбеста, текстолита). Смазочный материал позволяет уменьшить изнашивание и отвод теплоты от трущихся поверхностей.

Поэтому в качестве смазки применяют маловязкие масла с противоизносными присадками.

 Роликовые цепи смазывают нефтяными маслами или мягкими пластичными смазочными материалами. При скорости цепи 8 м/с и более масло подают на внутреннюю  сторону цепи каплями или пропускают движущую цепь  через масляную ванну. С увеличением давления используют масла большей вязкости.