Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 8

Мы будем придерживаться следующих представлений. Считая задачу системой, будем рассматривать проблему как надсистему, включающую задачу в качестве части.

Не останавливаясь на признаках систем «задача» и «проблема» (об этом речь пойдет ниже), определим процедуру решения задачи как систему типа «процесс».

В любой задаче (а она является информационной копией какой-либо совокупности объектов, их свойств и отношений в реальном мире!) можно найти более определенную информацию об имеющемся состоянии системы (которую часто вводим словами «Дано» или «Известно») и другую, менее определенную, размытую информацию о желательном для Решателя состоянии системы (которую вводим словами «Найти» или «Требуется»). Требование указывает на то, что в данных условиях следует искать.

Результат решения задачи - это и есть определение того искомого, о котором говорится в требованиях задачи (причем искомое не представлено явно в имеющейся системе условий - иначе задача не была бы задачей!)

В процессе решения задачи Решатель совершает переход от неопределенности к определенности (происходит раскрытие, снятие неопределенности). Другими словами, в процессе мыследеятельности решатель простраивает в своей голове желаемую систему, для того, чтобы сделать подобное построение на реальной системе.

9. Типы задач. Взаимосвязь этапов анализа и синтеза задачных систем.

Анализ и синтез в самом общем понимании - процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.

Анализ является логическим способом воспроизведения в мышлении расчлененной объективно существующей целостной системы. В процессе синтеза в мышлении воспроизводится действительное взаимодействие расчлененных в процессе анализа компонентов, движение и развитие целостной системы.

Этапы анализа и синтеза диалектически взаимосвязаны. Противоречивость этапов анализа и синтеза является проявлением противоречивости процесса познания. Ещё Гегель характеризовал диалектический метод одновременно как аналитический и синтетический.

Анализ не является самоцелью. подобно тому, как части подчиняются целому, служат ему, анализ в конечном счете служит синтезу, свершается во имя синтеза, направляется и контролируется синтезом.

Будем понимать под НС, КС и Пр - информацию, соответственно, о начальном, конечном состояниях реальной системы и процедуре перехода от первого состояния ко второму. Так устроен наш мир, что в процессе деятельности люди обнаруживают большую неопределенность информации либо о КС, либо о НС системы. В зависимости от этого формируется два направления движения к выравниванию информации (рис. 9).

 


  синтез

                    «Дано»                                   «Найти»

 


 анализ

                     «Найти»                                «Дано»

Рис. 9. Типы задач по направленности действий Решателя

Метод решения задачи от конечного состояния к начальному ещё греческие геометры назвали анализом, что по смыслу так и означает «решение от конца к началу».

Если же решатель продвигается в противоположном направлении, т.е. от информации об объекте, находящемся в его распоряжении по направлению к цели, то такой метод решения (в противоположность первому методу) называется составлением плана в прямом направлении, или продвижением от начала к концу, или синтезом (что по-гречески означает «соединение»).

В теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) задачи синтеза именуются «на изменение (систем)», а задачи анализа - «на обнаружение/измерение (систем)».

Известно, что общий ход человеческого познания имеет трехступенчатый характер (обладает трехфазным ритмом): непосредственное созерцание, анализ, синтез.

Вначале представления об изучаемом объекте туманны («диффузны»), т.к. объект «нетронут».

Посредством анализа начинается выделение отдельных сторон объекта, представления о нем начинают обретать все более абстрактный характер.