Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 5

Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть, к сфере идеального. Но их влияние на реальность, на поступки людей огромно. Человек не может без стереотипов, которые помогают ему хоть как-то упорядочить многообразие мира в своем представлении. Оборотная сторона этого явления: человек создает для себя удобную «псевдореальность», зачастую имеющую мало общего с реальностью подлинной, ибо даже то, что кажется бесспорным фактом, оказывается лишь очередным стереотипом...

Стереотипы существенно влияют на восприятие человеком сообщений. Или, иначе, на бытовом уровне: что человек хочет, то и слышит, видит, чувствует. Стереотипы часто делают поведение человека иррациональным, нелогичным для внешнего наблюдателя, имеющего другие стереотипы.

Причина стереотипов лежит в психофизиологической сфере человека и определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга.

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты академик Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.). Этот же механизм - но под другими названиями - изучался в научных школах В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.

Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии.

1-я стадия. Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

2-я стадия. Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно «интересна», - выборка раздражителя для данной доминанты.

3-я стадия. Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять её. Графически это выглядит следующим образом (рис. 4).

Принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны и шаблонность мышления, неприятие нового с другой - все это реализуется на основе единого психофизиологического механизма - принципа доминанты.

 Рис. 4 Механизм образования стереотипа

4. Автоматизмы в деятельности (мыследеятельности) людей.

Если какая-либо ситуация повторяется, то повторяется и программа поведения; при многократном повторении её выполнение приобретает стереотипный характер, осуществляется автоматически, становится навыком. Автоматизмы, навыки, писал С.Л. Рубинштейн, «это выключение из поля сознания отдельных компонентов действий».

Многие действия человека (действия в быту, трудовые операции) имеют автоматический характер; автоматизмы - необходимые компоненты самых сложных, в т.ч. творческих видов деятельности.

Автоматизмы образуются при осуществлении и умственных действий. Очень ярко эта закономерность развития подсознания видна в процессах развития речи.

5. Понятие системы. Структурный и функциональный подходы.

При изучении любых наук во время осознания сути вещей мы не перестаем удивляться мудрому народному изречению: « Новое - это хорошо забытое старое». В процессе своего развития человечество что-то теряет и что-то находит. Для дальнейшего рассмотрения будем использовать модель системы. Она дана на рис. 5.

Мы определяем систему как конечную совокупность взаимосвязанных с целью выполнения определенных [полезных] функций элементов, обладающую свойствами, не сводимыми к свойствам её элементов. Старая триада полнее раскрывает причину обретения взаимосвязей из-за взаимозависимости элементов мира (нужда в обменных процессах по веществу, энергии, информации) и для новой взаимозависимости, которая осуществляется после взаимоизменения элементов.

Итак, признаками системы являются:

1) наличие элементов (компонентов);

2) их взаимосвязь;

3) функция (назначение, цель);

4) системное качество (свойство).

 


Рис. 5. Модель системы:

1 - элементы; 2 - внутрисистемные взаимосвязи;

3 - внешние связи - выходы системы С1;

4 - входы (функции других систем по отношению к С1).

     С признаками 1) и 2) системы обычно бывает понятно, а вот что есть 3) требует особого разговора.