Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 17

Совокупность выраженных критичности, гибкости и творчества определяют инициативность, а она в сочетании с быстротой - сообразительность. [Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 1981]

ЭРУДИЦИЯ – проявление широты ума, опирающегося на большой объем знаний по данному вопросу, обеспечиваемый памятью. [Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 1981]

МУДРОСТЬ – высшее проявление глубины ума, опирающегося на способность обобщения опыта и здравый смысл, обеспечивающие личность бытовыми суждениями. В этом отличие М. от эрудиции. [Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 1981]

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид м ы ш л е н и я, сущность которого в оперировании умозаключениями с произвольным и непроизвольным использованием законов логики, и в частности силлогизма. [Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 1981]

ЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – мыслительный процесс, в результате которого из имеющихся мыслей получается новая мысль [Кондаков Н.И. Логический словарь.- М.: Наука, 1971].

     Таким образом, можно сделать заключение, что логическое мышление, являясь особым видом мышления, использует з н а н и я (эрудицию), накопленные в процессе п о з н а н и я окружающего мира, и через свои индивидуальные особенности (у м, мудрость) и систему л о г и ч е с к и х д е й с т в и й над образами объектов и их вербализованными понятиями производит н о в ы е, ранее не существовавшие в сознании м ы с л и.

Продолжим рассмотрение определений, имеющих отношение к мыслительному процессу.

АНАЛИЗ – мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов или явлений, выделение отдельных их частей, признаков, свойств. Под А. можно понимать метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленен на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности [Кондаков Н.И. Логический словарь.- М.: Наука, 1971].

АНАЛОГИЯ – подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны...

Умозаключение по А. – это логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другим предметом [Кондаков Н.И. Логический словарь.– М.: Наука, 1971].

Под А. можно понимать "установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами...", а под умозаключением по А. - "выводы, которые делаются на основании такого сходства" [Философский словарь.- М.: Политиздат, 1975].

Естественно предположить, что логическое мышление в полную меру использует как анализ, так и умозаключения по аналогии, которые привлекаются при вербализации исследуемого образа (см. выводы по логическому мышлению).

ИНФОРМАЦИЯ – некоторые сведения, совокупность к.-л. данных, знаний. Количество И. определяется как величина, обратно пропорциональная степени невероятности того события, о котором идет речь в сообщении. Чем более вероятно событие, тем меньше И. несет сообщение о его наступлении, и наоборот. И. представляет собой меру организации системы. Математическое выражение для И. тождественно выражению для ЭНТРОПИИ, взятой с обратным знаком. Как энтропия системы выражает степень ее неупорядоченности так И. дает меру ее организации [Философский словарь.- М.: Политиздат, 1980].

КАЧЕСТВО – совокупность свойств, указывающих на то, что собой представляет предмет: объективная определенность предмета, в силу которой предмет является данным, а не иным предметом..., с исчезновением которого он перестает существовать как данный предмет [Кондаков Н.И. Логический словарь.- М.: Наука, 1971].

     Качество объекта познается через ту информацию, которая отражается в нашем сознании в виде обработанного логическим мышлением образа объекта, и, как следствие, содержащейся в этом образе.