Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 30

Замечание2. Иногда запрет, внутренний или внешний, выступает не в виде прямого запрещения, а в виде устоявшейся неправильной модели объекта. Либо сами разработчики неправильно построили модель, либо они нас обманывают и у нас неправильная модель работы. Переход к правильной модели сразу снимает скрытый запрет на усовершенствование объекта. Потому что если то, что они говорят, правильно, то здесь нечего усовершенствовать, здесь все отлично.

10. Инерция привычного действия.

Инерция привычного действия может быть связана с тем, как человек держит, прикасается к данному объекту, с привычным характером действий, ощущений (моторная память), с привычной последовательностью действий (операций). Психологическая инерция сидит во всем - как вы взялись, как вы производите эту операцию, в каком порядке вы производите сами операции.

Пример с фирмы Кодак. С помощью этой задачи они тестируют тех, кого принимают на работу в свой исследовательский отдел. Если задача решена за 12 секунд - берут, если за 40 секунд - дают другие задачи, если задача за 40 секунд не решена - заходите в другой раз. Есть болтик, есть гаечка. Гайку легко и свободно можно вращать пальчиком. После демонстрации болтик передается испытуемому: «Пожалуйста, отверните». (В зависимости от того, как держать винт, гайку можно вращать либо только в одну сторону, либо только в другую. Винт составлен из двух отдельных частей, которые при повороте гайки слегка поворачиваются друг относительно друга, нарезка на них также смещается, и образуются ступенька между нарезками, которая не дает повернуть гайку в одну из сторон). В чем здесь психологическая инерция? Любой нормальный взрослый человек, который знает, что такое болт и хоть когда-нибудь крутил болты и гайки, когда его просят отвернуть гайку, он берется за головку болта, и пытается отвернуть гайку, - и все, он попался в лапы психологической инерции. Потому что решение этой задачи в том, чтобы взяться за нарезку болта (за ту часть нарезки, которая находится по другую сторону от гайки, чем головка болта). И крутить в эту сторону только так, а в эту только так (показывает).

Пример на инерцию привычных действий. Лет 40 назад на одной из птицефабрик Ленинградской области существовала такая технология клеймения яиц. На яйца должны были ставиться штампы: "диетические" и т.д. Работница брала с конвейера яйцо, печаткой ставила штамп и клала яйцо в "яйцеклетку", в которых они идут в продажу. Берет, ставит штампик, кладет. Подается рационализаторское предложение: в целях повышения производительности отменить специальную операцию клеймения яиц, а дать этой работнице специальные напальчники с печаткой. Тогда она берет яйцо и тем самым его клеймит - на одно действие меньше. Через три дня было подано следующее рацпредложение. Как вы думаете, какое? У нее одна рука освободилась (в ней раньше печатка была). Теперь двумя руками можно брать. Как видите, целых три дня прошло от одного рацпредложения до другого - такая психологическая инерция.

11. Инерция единственности решения.

1) Если у человека или у техники есть некая потребность, то обычно эта потребность реализуется не одним техническим объектом, а разными вариантами, так называемыми конкурирующими техническими системами.

     цепочка вот такая: есть потребность, появляется функция, функция реализуется различными конструкциями. Для каждой из конструкций могут быть реализованы различные технологии.

Потребность Функция Конструкции Технологии

Иметь здоровые         Удалять грязь       1-я,              1-1, 1-2, 1-3, ..

 зубы                             с зубов                2-я, ...          2-1, 2-2, ....

Если есть потребность, значит есть не один способ реализовать эту потребность. Человечество никогда не идет одним-единственным путем. Поэтому если вы хотите улучшать технический объект, никогда не останавливайтесь на единственном решении. Ищите, какие существуют другие решения, переносите свойства лучших решений на вашу конструкцию, тогда у вас будут хорошие результаты. У вас будет отдельное занятие по объединению альтернативных систем. Сейчас я говорю о психологической инерции - кажется, что раз есть одно решение, зачем искать другое. А другое может быть гораздо лучше.