Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 34

Самолет летел из Канады в США, в нем было около 150 пассажиров. Он потерпел авиакатастрофу точно над границей США и Канады. В какой из этих двух стран будут похоронены выжившие пассажиры? Поскольку здесь наворочена куча информации, вы не замечаете единственное важное слово - уцелевшие.

Когда нам описывали ситуацию на судопропускном сооружении, то у них болезненнее всего была проблема именно с тягачами. Про тягачи нам рассказывали примерно половину времени - как они устроены, сколько они стоят и т.д. А вы помните, как мы решили вопрос, убрав эти тягачи, поэтому вся эта информация была лишней, чистым мусором.

В случае решения реальных проблем на заказ: сначала становимся псевдоспециалистами в задаче, а потом такую информацию начинаем собирать, что специалисты в эту сторону даже не идут.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНЕРЦИЕЙ.

1. Постулат: Любой объект (конструкция, изделие, технология) - это носитель психологической инерции. Психологическая инерция есть в любом объекте. Почти всегда срабатывает не один вид психологической инерции, а несколько.

2. Рекомендация: перед постановкой и тем более перед решением задач рекомендуется провести анализ объекта и его главных характеристик (имеются в виду форма, состав, функции, параметры, последовательность действий), все время отвечая на детский вопрос: а почему в этом объекте именно так? Рассмотрите все виды анализа, которые даются в ФСА. Компонентный анализ - значит, надо смотреть компоненты. Генетический анализ - что с этим объектом было. Также, конечно, не грех посмотреть виды психологической инерции и что с этой точки зрения у объекта есть. Объект круглый - а почему он круглый? А не психологическая ли это инерция, что эта штука вот такая. Вообще очень полезно задавать детские вопросы. Стандартный ответ специалиста - всегда так делают; а разве может быть иначе. Иногда такие вопросы вызывают ступор у заказчика. А как можно по-другому?

3. Замечание. Для сознательной борьбы с психологической инерцией рекомендуется:

1) Раскачивать привычный образ объекта, мысленно его изменяя по каждому из видов психологической инерции, отвечая при этом на контрольные вопросы: - как при этом меняется задача - какие при этом появляются новые ресурсы А если размеры изменить? А если форму изменить? А если поменять цвет? А если это будет не на стадии использования, а на стадии хранения? И когда вы это дело раскачаете, иногда сразу появляются решения просто потому, что вы «замыленный» глаз немножко просветлили. Но по крайней мере вы сбили психологическую инерцию. Раньше в АРИЗе был специальный оператор РВС - размер, время, стоимость. Альтшуллер рекомендовал перед решением любой задачи покачать хотя бы три главных характеристики объекта в меньшую и большую сторону размеры, время действия и затраты на этот объект. Например, сейчас это стоит столько-то. Давайте решим эту задачу, если для решения можно использовать только один рубль. Понятно, что в этом случае нужно рассматривать только направление совершенно бесплатное, ресурсное. И наоборот, допустим, вам вручили 10 миллионов долларов, и вы совершенно не задумываетесь о стоимости. Потому что очень часто психологическая инерция выражается так: "Ой, нельзя, это дорого будет". Это отсекает многие решения. Сейчас этого оператора в АРИЗе в буквальном смысле нет, вместо этого есть рекомендации курса РТВ по сбиванию психологической инерции и целый ряд приемов и методов РТВ, которые мы также изучаем.

2) Вот как можно бороться с одним из главных видов инерции функциональной направленности. Это поиск скрытых свойств объекта, на которых можно построить новые функции. Например то, что деревянная табуретка обладает низкой электропроводностью - это совершенно скрытое свойство, и оно не играет особой роли, если мы сидим на этой табуретке. Но оно может стать очень актуальным, если мы завинчиваем электрическую лампочку. Любой предмет чего-то весит и обладает какими-то тепловыми свойствами.