Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 22

            вместе с тем не уничтожается их индивидуальности.

                                 Керол Гиллиган, психолог Гарвардского ун-та, США.

Одни и те же эффекты участвуют как в процессе познания, так и в процессе выработки новых творческих идей. Их единство порождает системный эффект невозможный в отдельности и делает сознание эффективным. Именно это свойство позволяет и направленно воздействовать на сознание через мышление, развивая его функции.

Ниже приведена модель сознания отражающая процесс логического мышления на этапе освоения информации (линии связи психоэффектов с "хранилищами" знаний не показаны).

Где:

1,3, ...,9 - количество потоков в линии связи (последовательных, после ПЭ Вб).

I, II, ... YI - характеристика творческого мышления, реализуемые сознанием при соответствующей наработки ПЭ:

I - "любовь" к противоречиям, поиск их в задачах, понимание, что выявление и формулирование противоречия - шаг к его разрешению;

II - системный подход, стремление выявить связи между отдельными и зачастую внешне никак не связанными объектами, процессами, явлениями;

III - умозаключения по аналогии, перенос выводов, идей, решений между разными объектами одной или разной степени общности (организованное сочетание индукции, дедукции и традукции;

IY - опора на сочетание логического мышления и целенаправленно сформулированной интуиции;

Y - целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей;

YI - замена неразрешимой задачи другой. поддающейся решению по определенным правилам.

Эти уровни мышления становятся возможными по определенным связям психоэффектов (ПЭ), только после полной проработки ПЭ , т.е. только после вывода данного ПЭ на режим постоянной работы "по полной схеме" - по потоку, имеющему максимальное значения на данной связи (на линиях это отражается арабскими цифрами);

(1,2, ..., 10) - номера механизмов, приемов, упражнений, операторов нарабатывающих соответствующий эффект:

1 - Работа с понятиями, категориями, лингвистический анализ, например, "Терминологическая цепочка" - механизм наработки содержательной части понятия. категории; механизм снятия вектора инерции мышления - инерция терминов;

2 - Комбинаторные методы, манипулирующие с элементами, функциями, явлениями, например, "Метод фантастического сложения" - механизм наработки воображения - его технологической составляющей;

3 - Комбинаторные методы, манипулирующие с элементами, функциями, явлениями, например, "Метод фантастического вычитания" - механизм наработки воображения - его технологической составляющей;

4 - Комбинаторные методы, манипулирующие с элементами, функциями, явлениями, например, "Метод фантастического замещения" - механизм наработки воображения - ось аналогий;

5 - Интегральные методы, построенные на использовании принципов изменения структуры систем для разрешения противоречия, например, "Фантограмма" - интегративный метод наработки оси технологичности и аналогий с одновременным осознанием механизма мыслительного процесса;

6 - Методы, построенные с использованием качественного и количественного анализа объектов, например, "Числовая ось" - параметрический метод наполнения понятия, категории содержанием и снятие "ложных" и реальных параметрических границ, метод преодоления вектора инерции профессионализма, стереотипности; 

7 - Методы, построенные с использованием качественного и количественного анализа объектов по нескольким признакам, например, "Оператор РВС" - параметрический метод наполнения понятия, категории конкретным содержанием и снятие границ очевидности - метод преодоления вектора инерции профессионализма, очевидности, стереотипности;

 


 

     8 - Интегральные методы, построенные на системном анализе взаимодействий "система - надсистема", например, "Эвроритм" - функциональный оператор, позволяющий расширить границы видения возможностей объектов при их взаимодействии и структурировать эти взаимодействия;