Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 7

Сложный объект после этого мысленно декомпозируется (расчленяется) на составляющие с целью анализа процессов, протекающих в элементах системы. Это структурно-функциональный подход (СФП).

Естественно, что любая декомпозиция целого неизбежно связана с утратой части знания об объекте. Имеется опасность получить модель, неадекватную реальной системе.

В отличие от СФП функционально-структурный подход (ФСП) основывается на предположении первичности функционального назначения системы по отношению к её структурной организации.

Единство функции и структуры имеет первостепенное значение для анализа и синтеза сложных систем [16]. Это единство обуславливает существование и необходимость рассмотрения особой - функционально-структурной организации (ФСО) систем.

ФСП базируется на концепции интеграции и дифференциации функций системы в процессе развития. Важной особенностью ФСП является совместный учет при анализе и синтезе систем вещественных, энергетических и информационных потоков как внутри системы, так и в процессе обмена системы с внешней средой.

Схематично процесс анализа систем может быть представлен переходом от структурной организации (СО) системы к её функциональной организации (ФО), а затем к функционально-структурной организации (ФСО) системы. При синтезе процесс развертывается в обратной последовательности:

                                                 СО ® ФО ® ФСО (анализ)

                         ФО ® СО ® ФСО (синтез) (4)

Такое представление характеризует общую направленность процессов анализа и синтеза, имеющих итеративный характер.

7. Системы типа «объект» и «процесс». Общее и особенное.

Можно классифицировать системы по самым различным основаниям. Нас будет интересовать классификация систем, базирующаяся на характере их отношения к пространственно-временному континууму.

1.  Система типа «объект» (конструкция, устройство, структура). Кстати, в переводе с английского «structure» - конструкция. Примеры таких систем: стол, стул, здание, коммерческая структура, почтовое отправление, организационная модель управления фирмой. Модель системы типа «объект» дана на рис. 6. При моделировании систем управления, в организациях которые часто носят иерархичный характер, их представляют в следующем виде:

Иерархичность (греч. hierarchia, от hieros - cвященный и arche - власть) - это расположение частей и элементов целого в порядке от высшего к низшему.

 


Рис. 6. Структура фирмы

По положению системы в иерархии различают надсистему, систему, подсистему (рис. 7)

Ось

структур

Рис. 7. Классификация систем по положению в иерархии

Согласно рис. 7 можно наблюдать «вложенность» одних систем в другие - надсистемные. Степень «вложенности» распространяется вверх до макро-, а вниз до микромира.

2.  Система типа «процесс» (технология). В природе,обществе, сознании человека всегда что-то происходит, изменяется. Наряду с естественными процессами человек организует искусственные процессы с целью осуществления необходимых или желательных для него изменений. Такие изменения служат удовлетворению человеческих потребностей. Хотя человек и подчиняется законам природы, все же он может ускорить, усилить или улучшить некоторые природные процессы или их свойства.

К названному типу систем относятся: сборка автомобиля, судебное заседание, чайная церемония, процесс обучения. Ярким признаком таких систем является выраженный временной характер. Модель системы типа «процесс» выглядит так (рис. 8):

 «Процесс»

 


 «Объект обработки»

3

 1

 2

Рис. 8. Модель системы типа «процесс»:

1 - элементы (операции, действия);

2 - связи (порядок, очередность);

3 - функция (выход продукции).

8. Понятие «задачи» («задачной системы») и «проблемы». Процедура решения задачи как система типа «процесс».

Исходя из представлений системности всего материального и духовного на Земле можно заключить, что и задача и проблема есть системы. Именно так - как задачную систему рассматривают задачу современные исследователи [23]. Существует масса точек зрения, что же тогда проблема. В обыденной речи люди часто подменяют одно понятие другим, уравнивая их.