Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 18

Отсюда следует, что наше логическое мышление должно работать с тем потоком информации, который запечатлевается в субъективном образе в процессе отражения объекта в соответствующих центрах мозга.

     Примем за постулат, положение по которому

в нашем сознании не может присутствовать или реализовываться ни одно явление или процесс которые не присутствуют в реальности.

Следовательно, процессы протекающие в нашем сознании и подсознании аналогичны реальным процессам и реальному процессу познавательной деятельности человека во внешнем мире.

2. Модель логического мышления. Психоэффекты  познания.               

Если мы попытаемся включить в модель слишком

 много черт действительности, то мы захлебнемся ...

Если, наоборот, оробев от столь мрачных перспектив, мы

 построим слишком упрощенную модель, то

 вскоре обнаружим, что она не предсказывает

 дальнейший ход явлений настолько, чтобы

 удовлетворить нашим требованиям.

Следовательно, ученый ... должен идти прямой и узкой

тропой между Западнями Переупрощения и …

Болотом Переусложнения.

                                             Р. Беллман (видный американский ученый).

Развернем модель через понятия психических процессов протекающих в психической сфере человека при познании им реальных сущностей.

Из исследований психологов, методологов творческого мышления и педагогов следует вывод о том, что процесс познания проходит ряд последовательных (последовательно параллельных) операций. Причем каждая последующая операция базируется на предыдущей, продолжая раскрывать и обогащать образ познаваемого объекта новым содержанием.

Естественно предположить, что психические явления имеют некоторую иерархически организованную структуру, которая используется как при познании объекта, так и при его внутреннем использовании для принятия решения в процессе выработки ответной реакции ПСЧ на внешние раздражители.

Обозначим единичный психический процесс обработки внешней информации в виде функциональной единицы – психоэффекта.

психоэффект (ПЭ) - функциональная единица процесса преобразования информации психической сферой человека (ПСЧ);

Исследования мыследеятельности личности приводит к заключению о том, что процесс познания реальности может быть разбит на несколько этапов. При этом на каждом этапе производится определенное д е й с т в и е над образом объекта, в результате которых наше мышление приобретает необходимую, для дальнейшего использования, информацию.

Так, на первом этапе происходит восприятие информации из внешнего мира (ВМ) вашими органами чувств и ее перевод в сигналы ПСЧ, которые формируются на периферии, непосредственно в органах чувств на которые поступает информация.

На втором этапе происходит отражение этой информации в мозге и формирование общего образа из совокупности сигналов из различных органов чувств.

На третьем этапе начинается обработка этого образа - выделение объекта из общего фона. Этот процесс происходит через выделение внешних связей отдельно воспринимаемых фрагментов образа и построение иерархии отношений в образе.

Когда образ познания выделен из фона наступает время его познания, то есть определение его состояния. Для этого привлекаются знания и аналогии из прошлого опыта.

И последний этап должен ответить на вопрос "Как поведет себя объект в других условиях?". Этот слой анализа проводиться сознанием с целью прогнозирования возможных воздействий на организм объекта в других жизненно важных условиях. Ответ на данный вопрос сознание получает если имеется информация о потенциальных свойствах объекта и о возможности их реализации при изменении внешних воздействий (фон).

 

Если на первых двух этапах происходит познание через анализ объекта (образа, представляющего объект в мыслительном процессе), через его разделение на отдельные части и установление связей между ними и фоном (надсистемой), то на уровне последних этапов производиться познание через синтез объекта (образа - символа), через объединение полученных знаний о его структуре и свойствах в единую систему, имеющую определенный состояния в зависимости от воздействий (взаимосвязей с надсистемой.