Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 12

 Уровень

 Характеристика

1. РЕПРОДУКТИВНЫЙ

Повтор прототипа с незначительными изменениями, не затрагивающими сущность (по главной и дополнительным функциям).

2. РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ

 Э л е м е н т о и з м е н е н и е прототипа.

Изменению подвергнуты подсистемы (элементы) прототипа, достигнуто функциональное изменение объекта в рамках старого п р и н ц и п а д е й с т в и я (добавление, замена, удаление элементов, изменение параметров: размеры, форма, цвет, положение, взаимодействие и т.п.)

 Внимание: здесь можно делить на подуровни по степени влияния произведенного изменения на функциональность объекта.

3.ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ

 В и д о и з м е н е н и е прототипа.

 Снятие ложных ограничений типа: это невозможно, запрещено, никто так не делает и т.п.; выполнение другим способом - переход на новый принцип действия; расширение сферы применения; много функциональность ...

4. ТВОРЧЕСКИЙ

 Р о д о и з м е н е н и е прототипа.

 Замена исходной функции. Высокий уровень обобщения. Выход на методологический уровень.

 Внимание: здесь можно делить на подуровни по степени обобщенности произведенного изменения.

Введем второй критерий - "ассоциативность". Имея результат, мы будем определять ту область аналогии, из которой можно было бы взять признак данного решения, если бы результат был получен с помощью логического мышления.

Критерий ассоциативности – «А».

Шкала представлена в таблице 3. Следует помнить, что уровни приведенные в таблице, в каждом конкретном случае, могут разделяться на подуровни, что позволяет более четко отслеживать результативность работы.

Оценка по данному критерию позволит определить широту ассимилированного опыта и увидеть проблемность личности по использованию этого опыта в практике творческой деятельности.

Сочетание двух оценок выделяет плоскость ассоциативности воображения, которая характеризует активную зону интуитивного мышления и отражается в результате деятельности в виде широты, неожиданности, обобщенности подхода к проблеме. Определения активной площади плоскости ассоциативности освоенной и используемой воображением, позволяет увидеть проблемы мыслительного процесса и помогает наметить пути их устранения.

Таблица 3.

Критерий ассоциативности (А) результата .

Уровень

Характеристика

1. АССОЦИАЦИЯ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ ОБЪЕКТА В ЦЕЛОМ.

ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ ФОРМЫ - аналогия "внешнего" вида объекта в целом, так как он дан в данной, общепризнанной области.

 Решение относиться к той же области деятельности, в которой поставлена проблема.

2. АССОЦИАЦИЯ ПО ОТДЕЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ, ЭЛЕМЕНТУ.

ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ ПАРАМЕТРА по отдельной части (элементу) - аналогия по отдельной характеристике, свойству или элементу объекта, или после разъединения-объединения объекта.

Аналогия из той же "области деятельности".

3. АССОЦИАЦИЯ

ПО ВНЕШНЕМУ ПРОЯВЛЕНИЮ ОБЪЕКТА ИЛИ ЕГО ЧАСТИ.

АНАЛОГИЯ ДЕЙСТВИЯ - аналогия по действиям, совершаемым объектом или его отдельными элементами.

 Расширение области ассоциаций за счет аналогии действий (функций). Выход в другие "области деятельности".

4. АССОЦИАЦИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОБЪЕКТА ИЛИ ЕГО ЧАСТЕЙ ВО ВРЕМЕНИ.

АНАЛОГИЯ ИЗМЕНЯЕМОСТИ - аналогия, связанная с динамизацией элементов, совокупностью действий, совершаемых ими, изменяемостью их в пространстве и времени.

5. АССОЦИАЦИЯ

 ПО РЕЗУЛЬТАТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА ИЛИ ЕГО ЧАСТЕЙ.

ОБОБЩЕННАЯ АНАЛОГИЯ - аналогия результата, потребностей, которые удовлетворяются этим результатом. Высокий уровень абстрактности и обобщения. Выход на философский уровень.