Из цикла лекций Петра Щедровицкого о хозяйстве

Страницы работы

Содержание работы

Из цикла лекций Петра Щедровицкого о хозяйстве (23. 09. 93, лекция 2)

П.Г.: ...той позиции, в которой знание формируется. Вне задания подобного деятельностного контекста, вне ответа на вопрос, какую проблемную ситуацию мы стремимся разрешить, невозможно очертить границы применения данного знания, формы его использования, интерпретации и т.д.

Второй принцип: принцип доски, в соответствии с которым мыслительная работа, размышление может рассматриваться и трактоваться как особый тип Д. Это значит, что мышление может быть представлено в виде определенного набора операций и процедур, что важнейшим моментом в мыслительной Д является схематизация.

На полях. 1. Любая схема, используемая при методологическом мышлении, может употребляться в двух разных функциях:

- организации собственного мышления;

- изображения некоторых объектов.

Эти объекты возникают в ходе специально ориентированного объектного мышления, а затем как бы выносятся за границы мышления и полагаются против нас - в мир. Эти объекты являются не просто конструкциями мышления, но и нечто изображают в мире, претендуют на соответствие ему. Осуществление трассы, когда объект, являющийся результатом мышления, выносится за границы самого мышления и кладется против нас как изображение мира, связано с такими процедурами, как объективация. Ее осуществление представляет одну из наивысших тайн мышления, так как то, что является продуктом мышления, кладется как немышление, как мир.

2. Все мои вчерашние и сегодняшние оговорки, замечания вводятся для того, чтобы каждый из вас максимально контролировал процесс объективации. В наследство от немецкой классической философии нам досталась большая опасность: неконтролируемая объективация результатов конструктивной мыслительной работы, когда обьект-понятие или другая мыслительная конструкция выдается за мир на самом деле, когда мы не проводим сознательно и целенаправленно границы, отделяющей то, что мы создаем своим мышлением, и то, что мы приписываем устройству мира. В разных философских школах это называется по-разному: натурализацией, наивным натурализмом, наивной метафизикой, реификацией, неконтролируемой объективацией и т.д. Все эти названия фиксируют факт отсутствия у нас как у субъектов мышления специального контроля за собственным мышлением, за его продуктами, и мы очень просто придаем любому представлению статус правильного изображения того, что есть.

Третий принцип (технологический): принцип многорамочной организации пространства работы. Если вводить его в самой общей форме, не обсуждая содержания тех рамок, которыми мы пользуемся, то он выглядит так: любой объект мысли есть результат двух полаганий - одно в философской и логической литературе называется прямым полаганием, прямой интенцией, когда мы кладем собственно конструкцию данного объекта; другое полагание (вторичная интенция), когда мы кладем не сам объект, а то пространство или контекст, в котором может существовать подобный тип объектов.

Любое представление, претендующее на объективацию, всегда предполагает эти два типа работы: полагание самого объекта в его конструкции и полагание пространства.

В немецкой классической философии существовал целый ряд терминов для обозначения рамок: форма мышления, форма мыслимости, способ мышления, иногда рамочность называли понятием.

Обсуждаемое мной вчера и сегодня в определенной степени есть рассказ о рамках. Я пытаюсь передать вам некоторые смыслы, идеи и хочу чтобы вы использовали их как рамки для мышления о хозяйстве, экономике, рынке и т.д. Мы двигаемся проходя ряд рамочных контуров, а в ядре должно появиться некоторое изображение хозяйственной Д, предпринимательской Д или еще чего-то что мы относим к этой области. Но оно появится, если нам удастся пройти все рамочные контуры, выложить число рамок достаточное для обсуждения названых явлений.

Четвертый принцип. Существуют различные ФОХ, и историю хозяйства можно мыслить как смену форм его организации. Я уже рисовал схему, которая выглядит как схема надстройки: в "теле" хозяйствования - в процессах хозяйства, хозяйственных актах возникают некоторые затруднения, разрывы, противоречия, они осознаются, ищутся средства для их преодоления. Эти средства находятся либо за счет конкретных попыток преодолеть затруднения, либо за счет размышления, выработки новых знаний, затем эти знания и средства используются для разрешения противоречий. Этот цикл рефлексии оказывается основанием для формирования особой ФО хозяйствования, и каждая ФО хозяйственной Д вырезает в теле хозяйства некоторую зону хозяйствования, организованную особым образом, которая может рассматриваться как уклад. Рядом возникает другая форма. Каждая из них региональна, не охватывает хозяйства в целом. Я вводил два измерения: эволюции; сосуществования или наложения одних ФО на другие.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Методология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
256 Kb
Скачали:
0