Из цикла лекций Петра Щедровицкого о хозяйстве, страница 24

Это только полдела, потому что признав первичную реальность ФОХ-ой Д, признав их множественность, мы теперь можем развернуть эту схему и дополнить ее другими формами существования. Идея этого набора форм как возможных может быть положена в культуру, эти формы существуют через описания, через рефлексию опыта, через исторические исследования и т.д. Помимо этого, есть еще результаты реализации данных ФО в конкретных ситуа­циях хозяйствования. Ключевым является слово ситуация (не реализация), поскольку признав первичную реальность ФО мы вполне можем признать вторичную, зависимую реальность ситуаций, в которых эти ФО осуществляются, точнее - которые возникают как результат реализации той или иной ФО или их комплекса.

Понятие ситуации достаточно старо. Это ключевое понятие этики. В той мере, в какой этическая рефлексия или этика как раздел философии существует с момента появления философствования, ситуация - как особая единица, как особый род существования - постоянно обсуждается и анализируется. Есть по крайней мере две трактовки:

1) Ситуация есть продукт представления, самоопределения, ситуация создается, прорисовывается поверх окру­жающего нас мира в тот момент когда мы фокусируемся на активности человека, на активности его представле­ния, его оценки. В той мере, в какой человек активен, он маркирует окружающий мир и ставит на нем эти самые знаки значимости относительно его собственного поведения, целей, устремлений, установок, ожиданий, и того что он хочет достичь.

2) Вторая точка зрения идет и разворачивается параллельно с интеллектуалистской или представленческой, идео­логической трактовкой и заключается в том, что ситуация есть машина. В ситуацию попадают, она заставляет вести себя тем или иным образом, принуждает, человек неволен вести себя иным образом, чем ситуация требует, незави­симо от того сам он себя поставил в эту ситуацию или его поставили другие.

Античный театр, который был прост и жесток, недаром различил трагедию и комедию. Это как раз две версии трактовки ситуации: комедия - когда я сам ставлю себя в ситуацию, трагедия - когда меня ставят в ситуацию дру­гие.

Эти две трактовки ситуации - как машины и как того, что я сам для себя создаю - постоянно уживаются друг с другом. Благодаря Курту Леви, в 20-м веке мы уже ведем разговор в терминах двух границ ситуации - внешней и внутренней. Внешняя задана машинностью ситуации, внутренняя заключается в том, что мы все-таки люди, мы можем ставить знаки значимости, можем что-то выделять лучом нашего сознания как кисточкой, которая может метить окружающее фосфорецирующей трассой и, благодаря этому механизму активности сознания и действия, человек все-таки не является автоматом в ситуации. У него есть потенциальная возможность (которая делает его именно человеком и четко отделяет от животного) преодолевать эту принудительность и машинность, противопос­тавляться ей. Если ссылаться на театральную аналогию, то есть один всеобщий механизм преодоления - смерть.

Итак, мы признаем первичную реальность ФО, я сейчас с другой стороны поясню почему, и признаем вторичную реальность ситуации, в том числе хозяйственной ситуации.

Во второй лекции я поставил тему: почему мы не можем мыслить вне и помимо типологии ФОХ. Хозяйствова­ние, взятое вне ФО, есть прежде всего ситуация машинного типа борьбы за существование. Это есть базовая аксео­логическая и онтологическая идея, которая преодолевается в течение многих тысяч лет за счет того, что человеку приписывается возможность строить новые ФО и тем самым превращать борьбу за существование в жизнь. Если первобытный человек втянут в борьбу за существование и для него хозяйствование есть бремя, постоянное со­стояние выживания в борьбе с природой и с другими тварями, населяющими Землю, то ФО позволяет эту ситуацию преодолевать и трансформировать, в этом смысле разрушать ее принудительный характер. Именно поэтому ФО приписывается большая реальность, чем хозяйствованию как ситуации.