Лекция об индивидуальной истории

Страницы работы

Содержание работы

П.Г. Щедровицкий

Сессия программы

"Открытое Образование" ШКП

25 марта 1994 г. Зеленоград

Лекция об индивидуальной истории

П.Г.: …поспособствовать вам в запуске какой-то минимальной рефлексии того, что происходит. Мне кажется, то, что я наблюдал сегодня, особенно вторая половина лекции Паши Малиновского и некоторые элементы дискуссии по докладу Татьяны Львовны Клячко, были охарактеризованы тем, что не было этой рефлексии или ее было явно не достаточно для мероприятия, которое проводиться. Я так понимаю, что Киношкола тоже пыталась внести вклад в активизацию этого процесса за счет диалога, опосредованного кинофильмом, но преуспела или не преуспела - трудно сказать. С моей точки зрения не преуспела. Да?

Из зала: Вы считаете, что рефлексия должна вливаться во время лекции? Или возможен ведь такой вариант, что в кулуарах где-то... Второй вариант, по-моему, интересней.

П.Г.: Ну, насчет того, должна ли она вливаться в ходе лекции, я не обсуждаю. Конечно же, желательно, чтобы те, кто читают лекции, рефлексией обладали. Но выставить это в качестве требования нельзя, так как тогда можно остаться без лекторов, а что до кулуаров, то тут... Я не помню, кто это сказал из героев романа "Мастер и Маргарита", что рыба не бывает второй свежести. В этом плане рефлексия либо есть, либо ее нет. А когда она есть, она, конечно, достаточно целостна в том плане, что если вы хотите выписать индульгенцию себе и другим, вы можете сказать, что рефлектируется то, что рефлектируется. Что могу, то и рефлектирую. А если вы хотите обсуждать всерьез, то она должна быть, и она должна претендовать на некий обхват ситуации, то есть на то, чтобы обеспечить самоопределение, а самоопределение - вещь сложная и оно, конечно, индивидуальным вечерним самоанализом не ограничивается. Но это моя позиция. Вот, поэтому, конечно, хотелось бы как-то поспособствовать этой рефлексии. Как это сделать, я не знаю, поэтому я буду пробовать. И начать я хотел бы... То есть ты решил, чтобы не будоражить публику, не говорить о том, что она есть - для начала, чтобы потом не говорить, что ее нет… Итак, по-моему, для того, чтобы вообще как-то двигаться, формировать рефлексивное пространство, нужно ввести одно представление. Я его буду вводить, как могу и самый доступный способ, который первым пришел в голову - это на личном примере. А понятие такое, это понятие - индивидуальной истории. На мой взгляд, сверхзадачей и этого мероприятия, целью той программы, которая разворачивается во всяком случае в Мирном, может быть, вообще задачей образования, является формирование, складывание такой неуловимой материи как индивидуальная история или как историчность мыслящего сознания, можно: просто сознания, но тогда личного персонального сознания, сознание которое персонализировано и присвоено человеком, является его собственностью, а дальше на каком-то уже довольно позднем шаге - формирование системы личных знаний или того, что я называю инструментально-знаниевым комплексом, то есть такими комплексами представлений, понятий, знаний, которые одновременно являются средствами, средствами действий, средствами регулирования поступков, принятия решений, рамками самоопределения. Эти три момента в общем сильно связаны друг с другом, и если бы подобные мероприятия и вся эта программа Открытого образования, которая, на мой взгляд, является общей для всех групп, которые здесь представлены: для группы Мирнинской, и для группы Киношколы, и для группы Калининградской, Омской, если бы вот это самая программа Открытого образования могла привести к формированию или, вернее, к разметке создания пространства индивидуальной истории, то я бы считал, что ее задача выполнена. Но для того, чтобы как-то пояснить это, я несколько моментов хочу рамочных показать.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Методология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
82 Kb
Скачали:
0