Из цикла лекций Петра Щедровицкого о хозяйстве, страница 13

Десоциализация собственности, включающая в себя образование государственной и частной собственности или перераспределение корпоративной, есть нормальный процесс, который так или иначе будет идти и который составляет одну из тенденций модернизации современного рынка.

Вторая тенденция - негативная структурная реформа. Если обратиться к событиям августа 91-го года, то мы увидим, что если команда Горбачева делала ставку на ВПК, в частности на его наиболее мощные, конкурентоспособные, эффективные составляющие, в том числе пресловутое машиностроение, то начиная с осени 91 г. новое правительство, президентская команда то ли по собственной инициативе, то ли под влиянием геополитических и геоэкономических условий переносит фокус своей корпоративной политики на ТЭК. При этом они получают упреки в том, что следуют доктрине Всемирного банка, а Всемирный банк наверно получает упреки в том, что следует доктрине сенатора Рана, высказанной еще в 89 г., о том, что схема структурной реформы в этой стране одна - модернизировать ТЭК, саккумулировать за счет этого валютные и инвестиционные ресурсы, а затем модернизировать наиболее эффективные, производительные, конкурентоспособные отрасли ВПК.

Думаю, что никакой другой структурной концепции за последние 5 лет никто осмысленно не высказал. При этом реализация данной концепции не удалась ни Горбачеву, ни администрации Ельцина, ни сменяемым правительствам.

Перенос центра тяжести с ВПК на топливно-энергетические и сырьевые произошел уже осенью 91 года, был закреплен в политике так называемой либерализации цен, не дал результатов в сфере модернизации ТЭК, на которые возможно кто-то рассчитывал и был вторично закреплен и усилен после событий декабря 1992 г. и появления Черномырдина на посту премьер-министра. Единственное изменение в том, что от попыток реконструкции в нефтяной отрасли произошел переход к ставке на газовую отрасль как наиболее монополизированную, сохранившую максимальный государственный контроль, международную конкурентоспособность и региональное влияние. Таким образом, в течение 92 г. была сформирована модель государственного капитализма с экспортной ориентацией и преимущественной опорой на сырьевые отрасли.

Однако ни о какой структурной реформе - как о позитивной реформе - речи не шло. Можно констатировать, что до сегодняшнего момента правительство такой позитивной структурной программы не разработало, а большая часть федеральных программ направлена в лучшем случае на реконструкцию инфраструктур как условий нормальной реализации экспорно-сырьевой модели.

Значит ли это, что структурной трансформации не происходит? На мой взгляд, можно вести речь о негативной структурной реформе, которая является обратной стороной процесса гиперинфляции, неравномерно распределяющего свою тяжесть по отношению к различным субъектам хозяйства.

Переводя это в оперативный язык, можно говорить о существовании профиль-дискриминации (термин принадлежит В. Сиротскому), которая выделяет среди разных экономических и хозяйствующих субъектов, во-первых, дискриминантов разного масштаба, во-вторых, "праймрайтеров" - субъектов, обладающих дополнительными правами и привилегиями, в их пользу и осуществляется дискриминация.

За кулисами процесса инфляции стоит процесс переструктурации капитала, который пока не ориентирован относительно какой-то позитивной структурной политики, но происходит и имеет как отраслевую (типодеятельностную), так и региональную составляющие.

Думаю, что с точки зрения региональной схемы можно ориентироваться на крики из регионов, а с точки зрения отраслей и типов Д на крики ориентироваться нельзя - опыт анализа показывает, что не все из тех, кто кричит, являются на самом деле дискриминантами.