Из цикла лекций Петра Щедровицкого о хозяйстве, страница 17

Модернизация административного рынка продолжает оставаться ключевой программой, ключевым процессом, по сопричастности к нему происходит остальное. Сегодня должны создаваться территориально расположенные агентства, реализующие федеральные функции. Рынок сегодня не может быть конкурентным, но мы должны стремиться в каждом акте трансформации административного рынка соблюсти максимум принципов конкурентности.

ТЕТЕНЬКА: К созданию какой формы хозяйствования ведет модернизация административного рынка?

П.Г.: Во-первых, несущественно, во-вторых, неизвестно. Почему я так распространенно говорю про негативную структурную реформу и профиль-дискриминацию? Поскольку процесс модернизации административного рынка безразличен к содержанию той хозяйственной модели которая в нем может быть реализована.

... Если вы обратитесь к карте бывшего Советского Союза, то увидите, что на этой карте есть несколько геополитических и геоэкономических анклавов, которые функционально могут быть названы свободными экономическими зонами. Я имею ввиду Прибалтику в целом, остров Крым, Грузию, Калининградскую область, Российское приморье. На этих территориях, на мой взгляд, могут быть соблюдены основные три условия для создания свободных экономических зон: возможность специального таможенного, налогового и валютного режима. Из этого можно сделать вывод, что названые зоны и государства, расположенные на их территориях, могут выйти из рублевой зоны объективно. Все остальные не могут, хотя играть для модернизации административного рынка в создание собственных платежных средств и в дифференциацию платежных средств можно и даже эффективно - при определенных случаях.

Украина применила прием введения купона для распределения профиль-дискриминации соответствующим образом по населению, основным отраслям и т.д. Это был механизм выделения прамрайтеров и дискриминантов, так как рубль автоматически превратился в валюту. В условиях полного отсутствия конвертируемого валютного запаса появилась возможность выделить прамрайтеров - предприятия делятся на тех, которые получают в конвертируемой валюте, в рублях и в купонах.

ДЯДЬКА: Можно ли понимать так, что административный рынок все дальше переходит от оперирования стоимостями к оперированию оргструктурами?

П.Г.: Я могу ответить дважды. Первый раз - да, он уходит от оперирования стоимостями, даже в какой-то мере пренебрегает такими вещами как издержки, и переходит к работе с оргструктурами, которые котируются по другим основаниям. С другой стороны, это не есть конечная стадия, самоцель. Более эффективная модель управления в условиях конкуренции систем управления и оргструктур может позволить снизить издержки, переструктурировать фонды, повысить эффективность их использования и дать финансовую эффективность на другом экране.

Поэтому ответов два: один раз - да, другой раз - нет, в силу того, что оргструктуры и их сравнительная эффективность связаны с другими моментами, в том числе с экономическими измерениями.

Сегодня вопрос в том, создадим ли мы пространство, в котором могут сопоставляться и сравниваться оргструктуры, оцениваться на предмет их коммерческой, эксплуатационной эффективности, снижение издержек, снижение затрат рабочей силы и других факторов.

Оценка оргструктур вещь неимоверно сложная. Вчера Т.И. Крючко подошла ко мне и сказала: "Ты знаешь когда у Форда был кризис? В 28-м году, когда он продолжал выпускать автомобили марки Т, а Дженерал Моторс перешел к производству цветных автомобилей, и началась эра стилевой конкуренции." Я сказал, что знаю, но также знаю и другое: в 80-е, 90-е годы 19 века в Германии прошла массовая волна банкротств необычайно прибыльных АО, которые выплачивали своим акционерам чрезвычайно высокие дивиденды. Оказалось, что выплата дивидендов есть лишь один из показателей эффективности АО, наверно - не самый главный. Есть еще инфраструктурные показатели, технологические, действенности оргструктур и т.д.