Из цикла лекций Петра Щедровицкого о хозяйстве, страница 14

Осуществление модели негативного профиля дискриминации, негативной структурной реформы нельзя понять, если не отнестись к двум ключевым направлениям модернизации административного рынка, которыми мы обязаны Егору Тимуровичу. Гайдар сделал вещь, которую на уровне здравого смысла все понимают: он показал всем участникам административного рынка, что если этот рынок перестает контролировать все возможные типы ресурсов, перемещаемые по полю данного хозяйства, а переходит к контролю одного главного, универсального ресурса, то, во-первых, ничего не меняется, во-вторых, управление и эффективность административного рынка повышается, если не сразу, то в какой-то отдаленной перспективе.

Егор Тимурович, как человек получивший хорошее экономическое образование, сказал простую вещь: если от контроля над тысячами различных ресурсов перейти к контролю финансовых ресурсов, то контроль сохранится, а его проникающая способность не только не уменьшится, но может быть и увеличится. Это должно быть признано несомненной модернизацией административного рынка.

Вторым важнейшим аспектом модернизации административного рынка является переход к манипулированию правами и привилегиями, точнее, создание специальной сети административного рынка, которая только этим и занимается: если раньше манипулирование правами и привилегиями было одной из характеристик любого субъекта административного рынка (любое министерство могло позволить себе выпускать подзаконные акты и распоряжаться фактически статусом законодательных актов и привилегий), то сегодня это направление Д в общем и целом монополизировано Верховным Советом и вообще этими уровнем и ветвью административного рынка, хотя частично захвачена и продолжает контролироваться исполнительской властью. Думаю, что ничего кроме неясностей в переделе административного рынка за всеми этими безобразиями не стоит. Это конечно пока не борьба исполнительной и законодательной власти, это просто конкуренция двух ветвей, двух регионов, двух участников административного рынка. Одна сторона пытается контролировать ресурсы через бюджетную политику местных Советов, а другая пытается контролировать законодательную Д и перераспределение прав и привилегий через систему указов и распоряжений президента и вице-президентов.

Переход к манипулированию двумя основными типами административных услуг, то есть финансовыми ресурсами и правами, привилегиями, есть, конечно, же модернизационная революция и существенная трансформация административного рынка.

Ни тот, ни другой способ управления административным рынком и всем, что от него зависит, пока не доработаны. Распределение финансовых ресурсов осложнено тем, что мы не имеем механизмов для распределения. Создание сети коммерческих банков и частичная коммерционализация Д государственных и отраслевых банков как особых финансовых компрессоров лежит в русле этого распределения финансовых ресурсов. Государство – ведущая структура административного рынка – сохранило за собой право распределения первичных кредитов и за это право отдало тем, кто выступает в качестве финансовых компрессоров, право вторичного, третичного и т.д. перераспределения этих кредитных ресурсов. Но за это перевалило на банковские структуры заботы о должнике, то бишь сделало банковские финансовые структуры разного уровня заложниками негативной структурной реформы.

Если взять баланс любого финансового компрессора, который почему-то называется банком, и посмотрите, как этот компрессор приноравливает профиль-дискриминации, можно заметить массу интересных вещей: может оказаться, что в отличие от мнения средств массовой информации, торговый капитал является наиболее дискриминируемым; выяснится, что акционерный капитал тех, кто этот банк создал, является вторым по уровню дискриминации; на третьем месте в зависимости от обстоятельств будет лежать либо производственный, либо банковский капитал. Выделив тот 1% кредитов, которые даются на длительные сроки (именно это является внешним показателем праймрайта), можно ответить на вопрос: какие финансовые компрессоры (или группы компрессоров), какое направление дискриминации и структурной политики проводит (вынуждено проводить) в зависимости от своей отраслевой или региональной привязанности.