Из цикла лекций Петра Щедровицкого о хозяйстве, страница 11

Есть еще один ключевой момент - процессы второго уровня. Например, воспроизводства и развития. Где они возникают и как связаны с эволюцией, трансформацией, динамикой ФОХ. Когда я обсуждал, какой из ФОХ принадлежит предприниматель, то не смог ответить, поскольку разные типы предпринимательства в истории могут быть отнесены к разным ФОХ. Если предположить, что предпринимательская Д появляется в тот момент, когда ставится вопрос о развитии хозяйственной Д, то нам придется поделить ФОХ по двум преимущественным ориентациям - на воспроизводство и развитие - и считать, что любая ФОХ, ориентированная на развитие, содержит внутри себя фигуру предпринимателя, ее нужно суметь найти, то есть понять, в какой социокультурной оболочке предпринимательство выступило именно в этой ФОХ. В одной это будет воинствующий феодал, в другой торговец, в третьей оргуправленец, который в соответствии с моделью Шумпеттера из разных факторов производства собирает новую конструкцию, создает новый фактор производства или новую конфигурацию факторов. Если нам удастся выделить не развивающиеся, ориентированные на стационарность, на воспроизводство ФОХ, то в них предпринимателя не будет ни в какой социальной оболочке.

Д. И.: У вас был тезис о рефлексивных системах: каждая ФО может рассматриваться как рефлексия предыдущей с внешней позиции и как попытка использовать предыдущую ФО в качестве материала, процесса, механизма для формирования нового образа жизни.

Рефлексивный уход во внешнюю позицию и начало функционализации предыдущих ФО является предпринимательским делом по сути своей. Если социализируется позиция, придумавшая тот или иной вариант, то получается ФО, имеющая свой социокультурный прототип.

П.Г.: Такой ход рассуждения возможен: предприниматель получается каждый раз, когда нужно одну ФОХ превратить в другую, а социокультурная оболочка будет разной, в зависимости от какой и к какой ФО мы переходим.

ДЯДЬКА: Выбор формы хозяйства зависит от наиболее редкого ресурса в данной системе хозяйства. Обладатель этого ресурса является социокультурным героем. Например, в производственно-технической ФОХ инженер обладает информацией и является героем; в экономической системе, где большую роль играют деньги, это торговец или предприниматель.

П.Г.: Я согласен, если собственность понимать предельно широко, не как юридический термин, а как актуальное распоряжение этими ресурсами.

ЗЕНДРИКОВ: Классики экономики - Адам Смит и т.д. - пытались положить как организованность идею труда, так как анализировали то, что было до них (протребительство, колонизацию) и рабочий класс, олицетворявший труд, клали как субъект. Поскольку общество на труде себя исчерпало, то эта организованность в такой трактовке не может являться базовой.

П.Г.: Мне такое направление не нравится. Во-первых, у меня здесь нет пролетария. Является ли пролетарий героем какой-либо ФОХ? Во-вторых, по поводу труда. Мы имеем младогегельянскую идею о том, что труд есть манифестация духа. Идея производства только в очень узком направлении может трактоваться как материальное производство, за ней может стоять творение вообще, в христианском понимании (тварность, тварение, создание, креативность). Под производством можно понимать все - вплоть до производства интеллектуальных объектов, некоторых мыслительных конструкций, идей и т.д.

Эти две трактовки: труда как фактически творения и производства, как творения, выходящего далеко за рамки материального производства, - в гегелевско-марксовской традиции играли огромную роль. То, что в результате героем или антигероем почему-то оказался наемный рабочий, лишенный средств производства и обладающий лишь своей рабочей силой, нужно обсуждать специально. Думаю, что философская концепция, стоящая за этими идеями была гораздо глубже, чем описание английского промышленного типа.