Детство польского шляхтича в первой половине XIX века (по материалам мемуаристики), страница 4

Вместе с мемуарами Эвы Фелиньской мы использовали и воспоминания ее сына, Зыгмунта Феликса (Щенсного) Фелиньского (1822-1883). Он родился на Волыни. Когда ему было 11 лет, скончался его отец. Фелиньский учился в гимназии в Луцке и в лицее в Кременце. В 1838 году, когда семья осталась без опеки матери, арестованной и сосланной в Сибирь, ему и другим детям все уже удалось продолжить учебу благодаря помощи знакомых. Ему не удалось поступить в университет ни в Петербург, ни в Киев (в первую очередь из-за отсутствия гимназического аттестата, а также, возможно, из-за своей национальности). Но в итоге Фелиньский поступил вольнослушателем на физико-математический факультет Московского университета и окончил его с отличием. В 1847 году он изучал французскую литературу в Сорбонне, был знаком со многими деятелями польской эмиграции, в 1848-м участвовал в Познанском восстании. После 1850 года Фелиньский решил посвятить себя духовному званию. В 1862 году он был назначен епископом Варшавы. После восстания 1863-1864 годов, в котором он принимал участие, епископ жил около 20 лет в ссылке в Ярославле. Скончался в 1885 году в Кракове. Нам интересны его «Воспоминания кс. Зыгмунта Щенсного Фелиньского, архиепископа Варшавского»[11], изданные в Кракове в 1897 году, а также его повесть «Паулина, дочь Эвы Фелиньской»[12]. Она посвящена его старшей сестре, которая прожила всего 24 года. Основу книги составляют переписка матери и дочери, но она дополнена значительными дополнениями и подробностями биографии Эвы, Паулины и самого Щенсного Фелиньских. На его детские годы выпало время польского восстания 1830-1831 годов и его подавления, эпидемии холеры, затем (когда он был уже подростком) арест и ссылка матери. Интересно увидеть отношения членов этой семьи, развитие и воспитание детей, которые происходили в столь непростых условиях.

Тадеуш Корзон (1839 – 1918) был известным польским историком-позитивистом. Он родился и вырос в Минске, в семье бедного чиновника. Учился в минской гимназии, в 1855 году поступил в Московский университет и изучал там право. После окончания университета преподавал в гимназии в Ковно, за участие в восстании 1863 года был сослан в Уфу, а затем в Оренбург. В 1867 году Корзон вернулся в Польшу и полностью посвятил себя исторической науке. Его главный труд – «Внутренняя история Польши при Станиславе Августе», изданный в Кракове в 1886 году. Умер Корзон в 1918 году в Варшаве. Мы использовали его небольшой очерк «Минск в середине XIX века»[13]. Хотя он посвящен описанию города, в нем много сведений об образе жизни и обычаях его обитателей, а также о детских и школьных годах самого мемуариста. В год рождения историка произошло значительное историческое событие – упразднение церковной унии, оно повлияло на его детство, и нам было важно увидеть, как именно.

Итак, мы располагали относительно небольшим, но интересным набором источников: мемуарами польских дворян и дворянок из разных десятилетий первой половины XIX столетия, разного происхождения и социального положения, рода деятельности и т.д. Они различаются по своему объему, степени подробности, тому, чему уделено наибольшее внимание при описании детства. Мы полагаем, что анализ такой совокупности источников поможет представить картину жизни, воспитания, школьного и домашнего образования польских дворян на протяжении всей первой половины XIX века.


Глава 1. Семейное воспитание

Габриэла Пузынина писала: «Когда мои родители ждали первого ребенка, мой отец, во всем чрезвычайно систематичный, пошел к доктору Лейбошицу, прося его о подробном предписании, как содержать ребенка с точки зрения гигиены, на что Лейбуня ответил со всей серьезностью: «Сударь! Главное правило: пусть будет глупым, но здоровым»[14]. На самом деле, конечно, не это было главным принципом ухода и раннего воспитания дворянских детей. По крайней мере, не во всех семьях. А что же? Попробуем рассмотреть это в данной главе.