Детство польского шляхтича в первой половине XIX века (по материалам мемуаристики), страница 27

[50] «…для женщины, которая по природе вещей должна либо подчиняться, либо по меньшей мере подстраиваться под склонности других, из долга любви? Развитие независимости характера стало бы для нее в дальнейшей жизни скорее препятствием и мучением, чем помощью». Ibidem. S. 77-78.

[51] Puzynina G. Op. cit. S. 143.

[52] «Мужчина, самой природой вещей предназначенный для инициативы, борьбы, обязательно должен узнать мир и смело смотреть в глаза каждой опасности, должен выработать в себе выдержку, отвагу и определенную самостоятельность характера, без чего в общественной жизни невозможно занять выдающегося положения». Feliński Z. S. Paulina… Op. cit. S. 77.

[53] Например, Korzon T. Op. cit. S. 9, Puzynina G. Op. cit. S. 81, Feliński Z. S. Pamiętniki…Op. cit. S. 105.

[54] «Этот наряд дополняла заткнутая за пояс плетка. Однако ее редко использовали, потому что в доме никогда не было слышно ни писка, ни шума, все происходило спокойно и по порядку. <…>  Мне лично не только ничего плохого не встретилось со стороны этой плетки, но дело не доходило даже до угрозы.». Felińska E. Op. cit. Т. 1. S. 83-84.

[55] «Из этого путешествия я помню только, <…> что в первый день мне прилично досталось розгами за то, что я первым делом побил своего двоюродного брата, Феликса Яхневича, который старше меня на два года, поссорившись с ним из-за нашей бабушки, которую каждый из нас хотел называть исключительно своей». Massalski T. E. Op. cit. S. 214.

[56] «Наказание она назначала всегда в духе компенсации, подбирая их тяжесть единственно согласно уровню вины, а не материального ущерба, поводом которого мог быть проступок». Feliński Z. S. Paulina… Op. cit. S. 20.

[57] Felińska E. Op. cit. Т. 1. S. 167.

[58] Massalski T. E. Op. cit. S. 218.

[59] Puzynina G. Op. cit. S. 105.

[60] Ibidem. S. 51.

[61] «…простые истины из катехизиса, повторяемые пятилетним ребенком у колен матери…». Ibidem. S. 92.

[62] Feliński Z. S. Paulina… Op. cit. S. 29.

[63] «А когда мы все были одеты согласно воскресному обычаю, из-за того, что до Клецка, до приходского храма было далеко, и поэтому трудно было всем добраться, мы собирались вместе для богослужения, и, построившись в два ряда, так, чтобы мы были обращены лицами друг к другу, стоя, мы начинали читать молитвы Богородице. Тетка, с иконой в руке, с очками на носу, руководила одним рядом, который повторял за ней, а дядя Пеликша – другим. Это богослужение длилось почти до обеда. <…> Эта монотонность жизни бывала разноображена тем, что в особые праздники вместо молитв, совершаемых дома, мы ездили на богослужение в какую-то униатскую церковку, только не помню, в какую деревню». Felińska E. Op. cit. Т. 1. S. 101-102.

[64] Фелиньский рассказывает, как во время мессы он случайно, забывшись, бросил в пробегавшую мышь тем, что у него было в руке – колокольчиком. За это ему досталось 10 ударов розгой. Feliński Z. S. Pamiętniki…Op. cit. S. 60.

«Но костел и многолюдный монастырь бернардинов остались нетронутыми. Я заходил в несколько келий, прислуживал при мессе о. Макаревичу…». Korzon T. Op. cit. S. 7.

[65] «Со временем я узнал, что у моей любимой тетки, Вельтчковой, был муж православный и сын, а одна из ее дочерей была замужем за православным, но я не чувствовал этой разницы, по детским впечатлениям, общаясь с ними». Ibidem. S. 2.

[66] «Мы очень любили утренние богослужения у ксендза миссионера, такие ранние, что свечи, горящие на алтарях, рассеивали тени костела, а возле каждого алтаря проходила месса – тихая, шепотом, серьезная». Puzynina G. Op. cit. S. 92.

«Я терпеливо стоял часами, чтобы увидеть страстную службу, освящение масла, огня и т.д. Я приходил на пасхальную заутреню в полночь, и сердце прыгало от радости, когда доставали дароносицу из подземной часовни, и звучала песнь воскресения в сопровождение духовых инструментов и тулумбасов». Korzon T. Op. cit. S. 6.