Детство польского шляхтича в первой половине XIX века (по материалам мемуаристики), страница 15

Детство – это не только пора учебы, но и время игр. Для маленьких детей (дошкольного возраста) игра – это нечто большее, чем развлечение. С помощью игры ребенок познает мир, развивает воображение, осваивает новые роли, расширяет жизненный опыт. В коллективных играх ребенок приобретает первый социальный опыт, и т.д. По мере роста ребенка познавательная составляющая игры постепенно уступает место чисто рекреационной, и для подростков и взрослых игра – это уже просто вид развлечения. В этой главе мы хотим рассмотреть игры и развлечения польских шляхетских детей первой половины XIX века. В какие игры играли самые маленькие дети, дети школьного возраста, подростки? Какие игрушки были у детей? Какие развлечения существовали для детей, насколько дети принимали участие в развлечениях взрослых? Вот примерный круг вопросов, на которые мы постараемся ответить, опираясь на источники.

В наших источниках мы не находим сведений об играх самых маленьких детей. Такие игры связаны с детским фольклором – потешками, пестушками, песенками, сопровождавшимися качанием ребенка на коленях[129], это различные пальчиковые игры и т.д. А. Пахоцкая приводит в своей статье примеры упоминания таких игр в источниках[130]. Обычно такими играми развлекали детей няньки. Дети, уже умеющие ходить и говорить, вплоть до детей младшего школьного возраста, часто играют в игры-имитации, в которых они повторяют какие-то действия взрослых. Например, Массалький вспоминал, как он с братом и другими детьми наблюдали за соседом, который устраивал поездки за фуражом, и играли потом в это[131]. А. Пахоцкая называет аналогичные забавы: игра в богослужение, в господ и слуг, в похороны, в балы[132] и т.д. В источниках есть много упоминаний о двух самых популярных видах игр: в куклы (в «дочки-матери»)[133] и в солдатики (в «войну»)[134]. Причем, согласно нашим источникам, в войну играли иногда и девочки.

Неотъемлемыми спутниками этих игр были игрушки. Это были куклы (которые изображали обычно взрослых женщин и иногда – мужчин, но, что примечательно, не детей), сделанные из дерева, папье-маше и других материалов[135], оловянные солдатики, глиняные игрушки-свистульки[136], деревянные лошадки[137], пушечки, сабельки и т.д. Желанной вещью был волшебный фонарь, который, однако, был доступен не всем[138]. Набор возможных игрушек был довольно ограничен, они не производились в Польше промышленным способом и были довольно примитивны. Существовали более изысканные игрушки, которые предназначались для взрослых и могли быть достаточно дорогими, но они также могли служить и для развлечения детей. Это могли быть фарфоровые безделушки[139], искусственные цветы, ленты, медальоны, золотые цепочки[140], карты с золочеными краями[141] и т.д. Пшецлавский вспоминал, что под Слонимом некто Цейзиг, местная знаменитость, прославившийся потом подделкой ассигнаций, дарил детям разные интересные вещи. «Нам детям он привозил разные свои изделия: это были резные коробочки, вещицы из слоновой кости и янтаря, клетки для птиц, все самой изящной отделки»[142]. У девочек ценились разные украшения: бусы, заколки, крестики. З. Фелиньский вспоминал, что его старшая сестра покупала на свои карманные деньги подобные вещи, чтобы потом дарить их младшим детям[143].

У детей дошкольного и младшего школьного возраста активно развиваются фантазия и воображение, которое имеет для них в этом возрасте гораздо большее значение, чем для взрослых. Именно воображение делало из подушек для дивана или палочек лошадей, из безделушек, стоящих в шкафу за стеклом – заколдованную принцессу, из точеных ножек мебели – огромные шахматы[144] и т.д. Дети могут предаваться мечтам и фантазиям, моделируя различные ситуации из реальной жизни или создавая новые образы. С приходом романтизма фантазию стали оценивать положительно, но даже на примере наших мемуаристов видно двойственное, снисходительно-ироническое отношение к «витающим в облаках» детям[145].