Детство польского шляхтича в первой половине XIX века (по материалам мемуаристики), страница 30

[106] Zan T. Op. cit. S. 196.

[107] Ibidem. S. 195.

[108] «Учитель русского языка Богоявленский, живенький старичок, подслащал нам труд над грамматикой Востокова чтением «Робинзона Крузо». Korzon T. Op. cit. S. 14.

[109] Ibidem. S. 16.

[110] Ibidem. S. 13.

[111] Massalski T. E. Op. cit. S. 246.

[112] Odyniec A. E. Op. cit. S. 42-45. Одынца из-за его успехов в учебе назначили аудитором. Несколько его одноклассников, рослые неучи, катали его на плечах (самого маленького в классе) по двору, чтобы подкупить его. Когда вся эта история стала известна учителям, его наказали, но несильно (стоянием на коленях), т.к. он был любимцем всей школы.

[113] «Во всех школах публичный экзамен, завершающий каждый учебный год, в день cв. Петра и Павла, 29 июня, был его кульминацией и венцом. В Борунах он проходил уже не в классах, а в костеле, <…> после утреннего богослужения. Весь костел заполняла общественность, состоявшая в основном из матерей и сестер, из всего ближайшего соседства, и уездных чиновников из Ошмян». Odyniec A. E. Op. cit. S. 79. См. также Felińska E. Op. cit. Т. 2. S. 54-55.

[114] «Наконец мы увидели в своем классе генерала с воинственным лицом, в мундире, украшенном орденами и лентой. Он поприветствовал нас, сел на крышку парты и приказал представить ему лучшего ученика по географии. Шабловский указал на меня. Я смело встал перед суровым лицом. «Вези меня из Петербурга в Константинополь». Я выбрал морской путь и успешно доплыл. На обратном пути мне было приказано добираться сушей из-за дыры в лодке. Я доехал до Киева и застрял, но генерал удовлетворился этим и приказал позвать отличника по математике…». Korzon T. Op. cit. S. 14.

[115]  Ibidem. S. 16.

[116] Фелиньский писал, что злоупотребление телесными наказаниями приводило к тому, что вместо привязанности к учителю и воспитания уважения к старшим все ученики приходской школы желали только зла своим наставникам и злорадствовали, когда один из них однажды оказался ограбленным и избитым (без серьезной опасности для здоровья, но весьма чувствительно). Feliński Z. S. Pamiętniki…Op. cit. S. 60.

[117] Korzon T. Op. cit. S. 15.

[118] Wołczuk J. Rosja i Rosjanie w szkołach Królestwa Polskiego (1833-1862). Szkice do obrazu. Wrocław. 2005. S. 143-151.

[119] «Гимнастики и танцев почти не было, мяч и собственные выдумки составляли все упражнения». Zan T. Op. cit. S. 196.

[120] Korzon T. Op. cit. S. 15.

[121]Ibidem. S. 12.

[122] «Легко представить, что влияние таких апостолов русификации было полностью несостоятельным, так, что молодежь приобретала все большее отвращение ко всему русскому». Feliński Z. S. Pamiętniki…Op. cit. S. 75.

[123] Zan T. Op. cit. S. 196.

[124] «Патриотизм был горячий и всеобщий, однако он состоял исключительно в ненависти к оккупантам и готовности вступить с ними в новую вооруженную борьбу, о работе же над национальным возрождением не шло еще и речи». Feliński Z. S. Pamiętniki…Op. cit. S. 75.

[125] Korzon T. Op. cit. S. 12.

[126] Felińska E. Op. cit. Т. 2. S. 402.

[127] Feliński Z. S. Paulina… Op. cit. S. 76-78.

[128] Интересно, что в Кременецком лицее были воспроизведены именно эти особенности домашнего образования. Ср. Бовуа Д. Гордиев узел Российской империи: Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793 – 1914). М. 2011. С. 255, 472-473. «Желая угодить светским вкусам шляхтичей, на чье благосклонное отношение Чацкий рассчитывал, он отвел в программе значительную часть времени на танцы, верховую езду, фехтование. В десятилетнем курсе обучения первые четыре года почти полностью были посвящены изучению иностранных языков. Эта программа копировала домашнее образование, получаемое во дворцах и усадьбах, когда ребенка учили прежде всего быть «европейцем, т.е. говорить на французском, немецком, латинском и итальянском языках». «Из приводимых им исторических анекдотов вырисовывается образ молодежи, не перетруждавшей себя учебой. Танцы, верховая езда, фехтование и иностранные языки были основой получаемого образования».