Детство польского шляхтича в первой половине XIX века (по материалам мемуаристики)

Страницы работы

Содержание работы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. В. Ломоносова

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Детство польского шляхтича

в первой половине XIX века

(по материалам мемуаристики)

Курсовая работа

студентки 4 курса, кафедра ИЮЗС

Научный руководитель

к. и. н., доцент

Москва 2014


Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

Обзор источников. 4

Глава 1. Семейное воспитание. 10

Глава 2. Обучение. 20

Глава 3. Игры и развлечения. 30

Глава 4. Недетские события глазами детей. 37

Заключение. 44

Список использованных источников и литературы.. 46


Введение

Что такое детство? Лишь биологический, психический феномен, являющийся неизменным на протяжении всего существования человека? С таким подходом согласиться трудно. Детство – это также социальный и культурный феномен, причем изменяющийся со временем и несущий в себе черты своей эпохи. Тема детства привлекает в последнее время все больше внимания исследователей, в том числе и историков. В XIX веке в Европе этому периоду в жизни человека (в дворянском обществе) стали уделять больше внимания, чем в предыдущие эпохи. Детство перестало казаться ненужным и неполноценным отрезком жизни, в контексте философии Просвещения и позже романтизма в нем начали видеть нечто важное (как этап формирования человека) и ценное (как этап невинности, близости к природе). В соответствии с этими новациями развивалась система школьного образования, менялись также отношения в семье.

Все эти моменты характерны в большей или меньшей степени и для дворянского общества Польши первой половины XIX века. Точнее, для польских дворян, потому что в строгом смысле XIX столетие не было веком Польши – она прекратила свое существование как независимое государственное образование в результате разделов Речи Посполитой. Польские земли оказались в составе Австрийской империи, России и Пруссии. Тем не менее, польское дворянское общество продолжало жить своей жизнью, а в Царстве Польском в 1815-1830 годах даже получило определенные выгодные условия для своего существования и развития. Для нас интересно взглянуть на это шляхетское общество с точки зрения истории детства.

Цель нашей работы – рассмотреть детство польского шляхтича в первой половине XIX века, опираясь на мемуары польских дворян. В основу положен проблемный, а не хронологический принцип. В работе рассматриваются:

1. вопросы семьи, семейного воспитания, его моделей и образцов, отношений взрослых к детям, детский быт;

2. образование – домашнее, школьное, мужское и женское, в том числе его качество, полнота, достоинства и недостатки, педагогические приемы и практики того времени;

3. игры и развлечения дворянских детей;

4. вопрос того, как отразились крупные политические события XIX века в сознании дворянских детей.


Обзор источников

Основные источники, которыми мы пользовались для этой работы, – это воспоминания польской шляхты. У такого типа источников есть свои плюсы и минусы, особенно исходя из специфики нашей темы. С одной стороны, в таком источнике можно найти подробное описание детских лет определенного человека (чаще всего есть и сведения о его ровесниках, братьях и сестрах и других детях). Сложно найти подходящий источник более подробный, чем мемуары. Но, с другой стороны, есть и минусы – в первую очередь это субъективность автора. Создатель текста пишет о себе и, конечно, сознательно или нет, опускает то, что ему хочется опустить, подчеркивает то, что ему лично кажется существенным, представляет себя в наилучшем свете. Авторы избранных нами мемуаров – взрослые люди со сложившейся системой ценностей, политическими, общественными взглядами, и они, конечно, проецируют все это на свое детство. По одному этому источнику сложно определить, повлияло ли впечатление детства на складывающийся характер «маленького человека» или уже сложившийся характер «большого человека» заставляет его вспомнить из своих детских лет именно этот конкретный эпизод? Стоит учесть и особенности человеческой психологии – ярче всего в памяти откладывается либо самое приятное и светлое, либо что-то страшное и тяжелое. Поэтому в мемуарах детство часто предстает в черно-белых тонах – это либо «золотая пора», «потерянный рай», либо складывается ощущение, что детских лет совсем не было, или же они были несчастными. С учетом этих нюансов мы подвергли анализу избранные нами источники.

Думаю, уместным будет представить вместе с характеристикой мемуаров и краткие биографии их авторов. В их обзоре будем руководствоваться хронологическим принципом.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
353 Kb
Скачали:
0