Детство польского шляхтича в первой половине XIX века (по материалам мемуаристики), страница 10

Примерно до восьми лет всех детей обучали только дома. Многие дети к этому возрасту уже могли читать, писать и считать (хотя, конечно, не все). Этому их учили родители (старшие братья и сестры, другие домашние) или наемные учителя и гувернеры. Затем было несколько вариантов продолжения образования (если родители считали это нужным). Ребенок мог остаться дома и продолжать обучаться у гувернеров/гувернанток или учителей, либо его могли отдать в какое-то учебное заведение. Существовали учебные заведения достаточно примитивного характера (по уровню знаний) – приходские школы или их аналоги, они готовили детей (мальчиков) к поступлению в коллегию, школу при монастыре, гимназию, благородный пансион. Там учеба продолжалась примерно до 16 лет, после чего юноши могли продолжить свое образование в университете. Девочки же довольно редко учились в публичных учебных заведениях (женских пансионах, школах при монастырях). В то время в Польше женских пансионов было не очень много, и они не пользовались популярностью. Родители, которые могли позволить себе держать гувернанток, всегда выбирали для своих дочерей домашнее образование. Девочек учили в основном до 14 лет – этот возраст считался концом детства, с этого момента барышня считалась готовой к замужеству[77]. По желанию и при финансовой возможности обучение девушек можно было продолжать и после 14 лет[78].

Время начала обучения ребенка зависело от семьи. Но все же большинство родителей заботилось о том, чтобы даже маленькие дети немного учились. Мы уже упоминали, как дед одной из мемуаристок учил ее читать, складывая буквы из черешни. Некоторые родители пользовались просто мелом и доской, уча детей читать и писать на родном языке. К 6 годам Эва Фелиньская, например, умела читать по-польски, в основном практикуясь на религиозных книгах – молитвенниках и т.д., некоторые литании она знала наизусть[79], могла также писать мелом на доске и знала цифры. Массальского, если поверить мемуаристу, вообще начали учить читать с конца второго года жизни[80]. Кроме игр маленьким детям давали иногда определенные задания, которые также помогали им развиваться (и были определенной помощью для дома) – девочек учили вязать, шить, вышивать, прясть, делать разные шнурки и т. д.[81]. Габриэла Пузынина упоминает, что она с сестрами перебирала горох, пшеницу и другие семена[82]. До 5-7 лет знания, конечно, были очень небольшими и мозаичными – например, мать Эвы Фелиньской рассказывала ей (кроме историй о небе, святых и т.д.) о том, почему бывает день и ночь, зима и лето, показывая обращение Земли и планет на наглядных примерах[83]. Дети слушали разговоры взрослых о разных городах и странах, о явлениях природы и т.п.[84] Родители иногда сами занимались со своими более старшими детьми определенными предметами – например, отец Одынца хотел учить его латыни и арифметике, чтобы подготовить его в первый класс[85], Корзон занимался с отцом польским языком по грамматике Красиньского, а также латынью и немного – географией (тоже для подготовки к поступлению в гимназию)[86]. Учебой братьев Фелиньских во время, пока семья не могла найти гувернера, занимались мать и старшая сестра[87].

Когда ребенок подрастал, его образованием начинали руководить уже не родители (случайно и бессистемно), а профессиональные (или не очень) учителя. Иногда, правда, тоже довольно бессистемно. Бывало, что нанимали учителя, чтобы он подготовил ребенка к поступлению в гимназию (коллегию, пансион). Эва Фелиньская рассказывала о «школке», в которой она училась полгода до отъезда в дом богатых родственников (там она продолжила учебу у гувернантки)[88]. На самом деле это не была школа в полном смысле слова, просто несколько родителей наняли для своих детей (5 мальчиков и 3 девочек) учителя и предоставили помещение. Там дети учились польскому чтению, письму, основам арифметики (4-м действиям), а мальчики учили также латынь. Обучение чтению состояло в том, что все дети получали свой отрывок из книги, все хором читали (каждый свое), тренировались, а потом отвечали учителю. Письмо состояло в переписывании (перерисовывании, учитывая множество украшений и завитушек) стихов-образцов, которые делал учитель. Дети учились каждый день, кроме воскресенья и праздников, с утра до вечера (с перерывом на обед). Примечательно, что многие дети небогатых родителей свое обучение на этом закончили. Другие же рассматривали это как подготовку к школе или дальнейшему домашнему образованию.