Внешняя среда Предприятие |
Внешние возможности (О) 1. Прогнозируемое расширение рынка сбыта тракторов среднего и малого класса в России 2. Наличие свободного сегмента рынка по продаже тракторов среднего и малого класса и высокий спрос на них в странах СНГ 3. Отставание (от 2 до 5 лет) потенциальных конкурентов по техническим инновациям при производстве дизельных двигателей 4. Поддержка правительства и администрации Московской области |
Слабые стороны предприятия (W) 1. Недостаточная реклама для продвижения продукции для прочих потребителей (ремонтных и других промышленных предприятий) 2. Отсутствие разветвленной дилерской сети и системы гарантийного обслуживания в Западной и Восточной Сибири 3. Высокая изношенность основного оборудования (62 %) и значительные затраты на внеплановый ремонт, 4. «Старение» персонала и нехватка рабочей силы в «критических» профессиях 5. Недостаточность собственных средств для глобальной модернизации производства |
СТРАТЕГИЯ WО |
Расширение дилерской сети и системы гарантийного обслуживания, особенно в Сибири Проведение грамотной кадровой политики с целью закрепления и привлечения квалифицированной рабочей силы в связи с ростом объемов производства |
Рис. 3 - SWOT-матрица АО «ММЗ» (стратегия WО)
Внешняя среда Предприятие |
Внешние угрозы (Т) 1. Преимущественная ориентация на производство двигателей для сельскохозяйственных тракторов 2. Чувствительность к нестабильности бизнеса в сельском хозяйстве 3. Разработка отечественными конкурентами современных моделей двигателей нового поколения, аналогичных или превосходящих по показателям модель ММЗ-100.04 4. Появление иностранных конкурентов 5. Усиление ценовых требований поставщиков 6. Прогнозируемое ужесточение антимонопольного законодательства |
Слабые стороны предприятия (W) 1. Недостаточная реклама для продвижения продукции для прочих потребителей (ремонтных и других промышленных предприятий) 2. Отсутствие разветвленной системы гарантийного обслуживания в Западной и Восточной Сибири 3. Высокая изношенность основного оборудования (62 %) и значительные затраты на внеплановый ремонт, 4. «Старение» персонала и нехватка рабочей силы в «критических» профессиях 5. Недостаточность собственных средств для глобальной модернизации производства |
СТРАТЕГИЯ (WТ) Снижение производственной программы для тракторов среднего и малого класса при неблагоприятной ситуации в сельском хозяйстве Активная маркетинговая политика, направленная на мало освоенные или новые сегменты рынка (ремонтные и другие промышленные потребители) Усиление контроля за соблюдением всех нормативов и снижением издержек производства |
Рис. 4 - SWOT-матрица АО «ММЗ» (стратегия WТ)
В результате проведенного анализа сильных и слабых сторон предприятия, внешних возможностей и угроз рабочая группа разработала следующие стратегии:
Таблица 7 - Выработка стратегий с помощью SWOT-анализа
№ п/п |
Поле SWOT-матрицы |
Характеристика стратегии |
Формулировка стратегии |
1. |
SO |
Генеральная стратегия |
Полная модернизация действующего производства и перепрофилирование его на массовое производство двигателей нового поколения модели ММЗ-100.04 Проведение инвестиционной стратегии с привлечением долгосрочных кредитов Выход к 2010 году на производственную программу в объеме не менее 235 тыс. штук в год. Расширение рынков сбыта новых двигателей для тракторов среднего и малого класса в России и странах СНГ. Сохранение монопольного положения на данном рынке за счет технического превосходства, различных модификаций, высокого качества и разумных цен на новые двигатели |
2. |
ST |
Поддерживающая стратегия |
Расширение объемов продаж в мало освоенных и новых сегментах рынка (для ремонтных и прочих промышленных потребителей) Закрепление стратегии инноваций в целях опережения конкурентов по технико-экономическим показателям продукции |
3. |
WO |
Поддерживающая стратегия |
Расширение дилерской сети и сети гарантийного обслуживания, особенно в Сибири Проведение грамотной кадровой политики с целью закрепления и привлечения дополнительной квалифицированной рабочей силы в связи с ростом объемов производства |
4. |
WT |
Поддерживающая стратегия |
Снижение производственной программы для тракторов среднего и малого класса при неблагоприятной ситуации в сельском хозяйстве Активная маркетинговая политика, направленная на мало освоенные и новые сегменты рынка (ремонтные и другие промышленные потребители) Усиление контроля за соблюдением всех нормативов и снижением издержек производства |
Генеральная (или общая) стратегия развития ОАО «ММЗ» определена, в основном, полем SO. Стратегия данного поля предусматривает получение максимальной отдачи от сильных сторон при использовании внешних возможностей.
В проект генеральной стратегии были положены два типа стратегий роста: стратегия рыночной экспансии и стратегия товарной экспансии.
Первоначально предполагается проведение стратегии рыночной экспансии, направленной на расширение рынков для новой продукции. Стратегия рыночной экспансии - это экстенсивная стратегия, и она эффективна, если предприятие стремится расширить свой рынок за счет проникновения на новые географические рынки, внедрения в новые сегменты рынка, спрос на которые еще не удовлетворен, освоения новых сегментов рынка, когда для известной продукции появляется новая сфера применения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.