Макет курсового проекта по дисциплине «Стратегическое планирование» на примере ОАО «Московский моторный завод», страница 9

                                                           Внешняя среда

               Предприятие

Внешние возможности (О)

1. Прогнозируемое расширение  рынка сбыта тракторов среднего и малого класса в России

2. Наличие свободного сегмента рынка по продаже тракторов среднего и малого класса и высокий спрос на них в странах СНГ

3. Отставание (от 2 до 5 лет) потенциальных конкурентов по техническим инновациям при производстве дизельных  двигателей

4. Поддержка правительства и администрации Московской области  

Слабые стороны  предприятия (W)

1. Недостаточная реклама для продвижения продукции для прочих потребителей (ремонтных и других промышленных предприятий)

2. Отсутствие разветвленной дилерской сети и системы гарантийного обслуживания в Западной и Восточной Сибири

3. Высокая изношенность основного оборудования (62 %) и значительные затраты на внеплановый ремонт,

4. «Старение» персонала и нехватка рабочей силы в «критических» профессиях

5. Недостаточность собственных средств для глобальной модернизации производства

СТРАТЕГИЯ WО

Расширение дилерской сети и системы гарантийного обслуживания, особенно в Сибири

Проведение грамотной кадровой политики с целью закрепления и привлечения квалифицированной рабочей силы  в связи с ростом объемов производства

Рис. 3 - SWOT-матрица АО «ММЗ» (стратегия WО)                                     

                                                           Внешняя среда

               Предприятие

Внешние угрозы (Т)

1. Преимущественная ориентация на производство двигателей для  сельскохозяйственных тракторов

 2. Чувствительность к нестабильности бизнеса в сельском хозяйстве

3. Разработка отечественными конкурентами современных моделей двигателей нового поколения, аналогичных или превосходящих по показателям модель ММЗ-100.04 

4. Появление иностранных конкурентов

5. Усиление ценовых требований поставщиков

6. Прогнозируемое ужесточение антимонопольного законодательства

Слабые стороны  предприятия (W)

1. Недостаточная реклама для продвижения продукции для прочих потребителей (ремонтных и других промышленных предприятий)

2. Отсутствие разветвленной системы гарантийного обслуживания в Западной и Восточной Сибири

3. Высокая изношенность основного оборудования (62 %) и значительные затраты на внеплановый ремонт,

4. «Старение» персонала и нехватка рабочей силы в «критических» профессиях

5. Недостаточность собственных средств для глобальной модернизации производства

СТРАТЕГИЯ (WТ)

Снижение производственной программы для тракторов среднего и малого класса при неблагоприятной ситуации в сельском хозяйстве

Активная маркетинговая политика, направленная на мало освоенные  или новые сегменты рынка (ремонтные и другие промышленные потребители)

Усиление контроля за соблюдением всех  нормативов и снижением издержек производства

Рис. 4 - SWOT-матрица АО «ММЗ» (стратегия WТ)                    

            В результате проведенного анализа сильных и слабых сторон предприятия, внешних возможностей и угроз рабочая группа разработала следующие стратегии:

Таблица 7 -  Выработка стратегий с помощью SWOT-анализа                          

№ п/п

Поле SWOT-матрицы

Характеристика стратегии

Формулировка стратегии

1.

SO

Генеральная стратегия

Полная модернизация действующего производства и перепрофилирование его на массовое производство двигателей нового поколения модели ММЗ-100.04 Проведение инвестиционной стратегии с привлечением  долгосрочных кредитов

Выход к 2010 году на производственную программу  в объеме не менее  235 тыс. штук в год.

Расширение рынков сбыта новых двигателей для тракторов среднего и малого класса в России и странах СНГ.

 Сохранение монопольного положения на данном рынке за счет технического превосходства, различных модификаций,  высокого качества и разумных цен на новые двигатели

2.

ST

Поддерживающая стратегия

 Расширение объемов продаж в мало освоенных и новых сегментах рынка (для ремонтных и прочих промышленных потребителей)

Закрепление стратегии инноваций в целях опережения конкурентов по технико-экономическим показателям продукции

3.

WO

Поддерживающая стратегия

Расширение дилерской сети и сети гарантийного обслуживания, особенно в Сибири

Проведение грамотной кадровой политики с целью закрепления и привлечения дополнительной квалифицированной рабочей силы  в связи с ростом объемов производства

4.

WT

Поддерживающая стратегия

Снижение производственной программы для тракторов среднего и малого класса при неблагоприятной ситуации в сельском хозяйстве

Активная маркетинговая политика, направленная на мало освоенные и новые  сегменты рынка (ремонтные и другие промышленные потребители)

Усиление контроля за соблюдением всех  нормативов и снижением издержек производства

            Генеральная (или общая) стратегия развития ОАО «ММЗ» определена, в основном,  полем SO. Стратегия данного поля предусматривает получение максимальной отдачи от сильных сторон при использовании внешних возможностей.

             В проект генеральной стратегии были положены два типа стратегий роста: стратегия рыночной экспансии и стратегия товарной экспансии.

            Первоначально предполагается проведение стратегии рыночной экспансии, направленной на  расширение рынков для  новой продукции. Стратегия рыночной экспансии - это экстенсивная стратегия, и  она эффективна, если предприятие стремится расширить свой рынок за счет проникновения на новые географические рынки, внедрения в новые сегменты рынка, спрос на которые еще не удовлетворен, освоения новых сегментов рынка, когда для известной продукции появляется новая сфера применения.