На внешнем рынке аналогичные двигатели представлены широкой серией, их устанавливают на таких тракторах, как «Олд» и «Моро» (Корея) (объем 1,2 литра), «Перо» (Франция) (объем 1,3 литра).
Цены на зарубежные двигатели достаточно высоки (от 1,6 до 1,8 тыс. долл.). С учетом транспортных расходов, существующих страховых и таможенных сборов цена аналогичного импортного двигателя на отечественном рынке составляет 2,2—2,9 тыс. долл. В настоящее время на отечественном рынке импортные двигатели не могут конкурировать с двигателями нового поколения производства ОАО «ММЗ». Ориентировочная стоимость двигателя ММЗ-100.04 составляет 1,7 тыс. долларов.
5.2.3. Общее положение предприятия на рынке
Общий объем продукции, реализованной на рынке дизельных двигателей в 2007 году, составляет 96,2 тыс. двигателей: из них на долю ОАО «ММЗ» приходится 71,2 тыс. двигателей (74 %), а на долю ОАО «Московские моторы» - 25 тыс. двигателей (26 %).
В настоящее время на рассматриваемом рынке двигателей ММЗ-100.01 и ММЗ-100.04 ОАО «ММЗ» является монополистом.
5.2.4. Структурирование факторов влияния внешней среды
Исходя из вышеизложенного, факторы влияния макроокружения и непосредственного окружения были структурированы в матрицу внешних благоприятных возможностей и потенциальных внешних угроз. В таблице 5 приведены факторы, получившие наибольшую экспертную балльную оценку. Данные матрицы будут в дальнейшем употреблены для проведения комплексного анализа по методике SWOT-анализа.
Таблица 5 - Матрица факторов влияния внешней среды, учитываемых при SWOT-анализе
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О) |
Потенциальные внешние угрозы (Т) |
1. Прогнозируемое в связи принятием государственной программы по развитию сельской экономики расширение рынка сбыта тракторов среднего и малого класса, а также повышение платежеспособности сельских производителей в России |
1. Преимущественная ориентация на производство двигателей для сельскохозяйственных тракторов |
2. Наличие свободного сегмента рынка по продаже тракторов среднего и малого класса и высокий спрос на них в странах СНГ |
2. Чувствительность к нестабильности бизнеса в сельском хозяйстве |
3. Отставание (от 2 до 5 лет) потенциальных конкурентов по степени внедренных технических инноваций при производстве дизельных двигателей. |
3. Разработка отечественными конкурентами современных моделей двигателей нового поколения, аналогичных или превосходящих по показателям модель ММЗ-100.04 |
4. Прогнозируемое снижение налогового бремени |
4. Усиление ценовых требований поставщиков |
5. Поддержка правительства и администрации Московской области |
5. Появление иностранных конкурентов |
6. Прогнозируемое ужесточение антимонопольного законодательства |
6. Анализ внутреннего потенциала предприятия
Финансовое состояние ОАО «ММЗ» устойчивое и стабильное. Предприятие на протяжении пяти лет не имеет задолженности по налогам в бюджет и внебюджетные фонды, а также задолженности по заработной плате. Финансовая дисциплина находится на высоком уровне. Дебиторская и кредиторская задолженность постоянно контролируется и не превышает текущей задолженности в соответствии с заключенными договорами.
На предприятии действует хорошо отлаженная система планирования и контроля производственно-экономических показателей в целом по ОАО «ММЗ» и по его структурным подразделениям. Себестоимость действующей и новой прогнозируемой к массовому производству продукции устанавливается на основе системы норм и нормативов. Достаточно высокая организация производства и управления, постоянный контроль за издержками производства обеспечивают предприятию строгое соблюдение сметы затрат в пределах плановой величины.
Поскольку данные по уроню себестоимости двигателей у конкурентов являются коммерческой тайной, невозможно сделать выводы о соотношении себестоимости ОАО «ММЗ» и конкурирующих предприятий. При отсутствии сравнительной базы ОАО «ММЗ» ориентируется только на собственные неплохие показатели по прибыльности. Так, рентабельность продукции составляла в 2007 году около 20 %. Предполагается, что с ростом производственной программы по новым двигателям произойдет дальнейшее снижение себестоимости и увеличение рентабельности до 25 %.
Распределение чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия в 2007 году, производилось следующим образом:
Учитывая большую изношенность основных фондов (до 62 % по основному оборудованию) и, соответственно незначительные суммы амортизационных отчислений, техническая политика предприятия в последние два года была направлена на замену изношенного оборудования, расширение станочного парка. Однако для глобальной модернизации производства, связанной с массовым выпуском нового двигателя, собственных средств недостаточно.
Завод располагает высококвалифицированным коллективом рабочих, инженерно-технического персонала и менеджеров, имеющих большой опыт по освоению и массовому производству двигателей внутреннего сгорания.
Система оплаты основного производственного персонала повременная и сдельная. Применение сдельной системы является еще одним доказательством хорошего уровня организации производства. Уровень ежемесячной заработной платы основных производственных рабочих в 2007 году составил 24 тыс. рублей, что несколько выше уровня заработной платы, сложившейся на аналогичных предприятиях отрасли. Он также выше уровня заработной платы на соседних предприятиях, что обеспечивает предприятию в настоящее время и в ближайшем будущем привлечение высококвалифицированного и дисциплинированного рабочего персонала и инженерно-технических работников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.