Макет курсового проекта по дисциплине «Стратегическое планирование» на примере ОАО «Московский моторный завод», страница 6

На внешнем рынке аналогичные двигатели представлены широ­кой серией, их устанавливают на таких тракторах, как «Олд» и «Мо­ро» (Корея) (объем 1,2 литра), «Перо» (Франция) (объем 1,3 литра).

Цены на зарубежные двигатели достаточно высоки (от 1,6 до 1,8 тыс. долл.). С учетом транспортных расходов, существующих страховых и таможенных сборов цена аналогичного импортного двигателя на отечественном рынке составляет 2,2—2,9 тыс. долл. В настоящее время на отечественном рынке импортные двигатели не могут конкурировать с двигателями нового поколения производ­ства ОАО «ММЗ». Ориентировочная стоимость двигателя ММЗ-100.04 составляет 1,7 тыс. долларов.

5.2.3. Общее положение предприятия на рынке

Общий объем продукции, реа­лизованной на  рынке дизельных двигателей в 2007 году, составляет 96,2 тыс. двигателей: из них на долю ОАО «ММЗ» приходится 71,2 тыс. двигателей (74 %), а на долю ОАО «Московские моторы» - 25 тыс. двигателей (26 %).

В настоящее время на рассматриваемом рынке двигателей ММЗ-100.01 и ММЗ-100.04  ОАО «ММЗ» является монополистом.

5.2.4. Структурирование факторов влияния внешней среды

            Исходя из вышеизложенного, факторы влияния макроокружения и  непосредственного окружения были структурированы в матрицу внешних благоприятных возможностей и потенциальных внешних угроз. В таблице 5 приведены факторы, получившие наибольшую экспертную балльную оценку. Данные матрицы будут в дальнейшем употреблены для проведения комплексного анализа по методике  SWOT-анализа.

Таблица 5 - Матрица факторов влияния внешней среды, учитываемых при SWOT-анализе       

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О)

Потенциальные внешние угрозы (Т)

1. Прогнозируемое в связи принятием государственной программы по развитию сельской экономики расширение  рынка сбыта тракторов среднего и малого класса, а также повышение платежеспособности сельских производителей в России

1. Преимущественная ориентация на производство двигателей для  сельскохозяйственных тракторов

2. Наличие свободного сегмента рынка по продаже тракторов среднего и малого класса и высокий спрос на них в странах СНГ

2. Чувствительность к нестабильности бизнеса в сельском хозяйстве

3. Отставание (от 2 до 5 лет) потенциальных конкурентов по степени внедренных технических инноваций при производстве дизельных  двигателей.  

3. Разработка отечественными конкурентами современных моделей двигателей нового поколения, аналогичных или превосходящих по показателям модель ММЗ-100.04 

4. Прогнозируемое снижение налогового бремени

4. Усиление ценовых требований поставщиков

5. Поддержка правительства и администрации Московской области

5. Появление иностранных конкурентов

6. Прогнозируемое ужесточение антимонопольного законодательства

6. Анализ внутреннего потенциала предприятия

            Финансовое состояние ОАО «ММЗ» устойчивое и стабильное. Предприятие на протяжении пяти лет не имеет задолженности  по налогам в бюджет и  внебюджетные фонды, а также задолженности по заработной плате.    Финансовая дисциплина находится на  высоком уровне.  Дебиторская и кредиторская задолженность постоянно контролируется и не превышает текущей задолженности в соответствии с заключенными договорами.

            На предприятии действует хорошо отлаженная система планирования и контроля производственно-экономических показателей в целом по ОАО  «ММЗ» и по его структурным подразделениям.  Себестоимость действующей и новой прогнозируемой к массовому производству продукции устанавливается на основе системы норм и нормативов. Достаточно высокая организация производства и управления, постоянный контроль за издержками производства обеспечивают предприятию строгое соблюдение сметы затрат в пределах плановой величины.

             Поскольку данные по уроню себестоимости  двигателей у конкурентов являются коммерческой тайной,  невозможно сделать выводы о соотношении себестоимости ОАО «ММЗ» и конкурирующих предприятий. При отсутствии сравнительной базы  ОАО «ММЗ» ориентируется только на собственные неплохие показатели по прибыльности. Так, рентабельность продукции составляла в 2007 году около 20 %. Предполагается, что с ростом производственной программы по новым двигателям  произойдет дальнейшее снижение себестоимости и увеличение рентабельности до 25 %.

            Распределение чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия в 2007 году, производилось следующим образом:

  • 55 % было направлено на замену изношенного оборудования, на небольшие мероприятия по реконструкции и модернизации предприятия;
  • 5 % направлено в резервный фонд;
  • 10 % направлено на социальные выплаты работникам предприятия в соответствии с Коллективным договором;
  • 30 % составили выплаты дивидендам акционерам.

          Учитывая большую изношенность основных фондов (до  62 % по основному оборудованию) и, соответственно незначительные суммы амортизационных отчислений, техническая политика предприятия в последние два года была направлена на замену изношенного оборудования, расширение станочного парка. Однако для глобальной модернизации производства, связанной с массовым выпуском нового двигателя, собственных средств недостаточно.

          Завод располагает высококвалифицированным коллективом рабочих, инженерно-технического персонала и менеджеров, имеющих большой опыт по освоению и массовому производству двигателей внутреннего сгорания.

          Система оплаты основного производственного персонала повременная и сдельная.  Применение сдельной системы является еще одним доказательством хорошего уровня организации производства. Уровень ежемесячной заработной платы основных производственных рабочих в 2007 году составил 24 тыс. рублей, что несколько выше уровня заработной платы, сложившейся на аналогичных предприятиях отрасли. Он  также выше уровня заработной платы на соседних предприятиях, что обеспечивает предприятию в настоящее время и в ближайшем будущем привлечение высококвалифицированного и дисциплинированного рабочего персонала и инженерно-технических работников.