Макет курсового проекта по дисциплине «Стратегическое планирование» на примере ОАО «Московский моторный завод», страница 8

7. Выработка  альтернативных стратегий с помощью  SWOT-анализа

            После того, как были составлены конкретные перечни сильных и слабых сторон предприятия, а также внешних возможностей и угроз,  в соответствии с методикой   SWOT-анализа наступил этап установления связей между ними. Для этого   были составлены матрицы SWOT-анализа.

Рабочая группа, учитывая различное сочетание внешних и внутренних факторов, сформировала основные стратегические направления деятельности.

            Поскольку в целом матрица  SWOT-анализа достаточно громоздкая, альтернативные стратегии рассматривались отдельно по каждому полю. Для некоторого сокращения в целях наглядности было произведено ранжирование внешних и внутренних факторов по степени влияния. Для этого каждому фактору методом экспертных оценок присвоили соответствующий балл по 10-балльной системе. В результате в сводной матрице остались только наиболее значимые факторы (с наибольшим количеством баллов).

                                                           Внешняя среда

               Предприятие

Внешние возможности (О)

1. Прогнозируемое расширение  рынка сбыта тракторов среднего и малого класса в России

2. Наличие свободного сегмента рынка по продаже тракторов среднего и малого класса и высокий спрос на них в странах СНГ

3. Отставание (от 2 до 5 лет) потенциальных конкурентов по техническим инновациям при производстве дизельных  двигателей

4. Поддержка правительства и администрации Московской области  

Сильные стороны предприятия (S)

1. Предприятие является монополистом на рынке дизельных двигателей

2. Имеется возможность выпускать различные модификации двигателя модели ММЗ-100.04

3. Техническое превосходство  новой модели  по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов

4. Высокое качество новой модели двигателя за счет прогрессивной технологии и надежной системы  контроля качества

5. Высокий уровень репутации предприятия на рынке

6. Наличие собственной дилерской сети и системы  гарантийного обслуживания

7. Наличие резервных производственных площадей  для модернизации производства

8. Отработанная технология производства новых двигателей

9.   Высокий квалификационный уровень персонала

10. Обеспечение высокого уровня  заработной платы за счет материального стимулирования из прибыли

11. Опытная и слаженная команда высших менеджеров

12. Эффективный контроль за издержками

13. Высокая кредитоспособность предприятия, возможность получения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Наличие  кредитной истории

14. Высокий авторитет руководства у работников предприятия. Удовлетворительный организационный климат

15. Внедрение технических инноваций

СТРАТЕГИЯ   SО

Полная модернизация действующего производства и перепрофилирование его на массовое производство двигателей нового поколения модели ММЗ-100.04

Проведение инвестиционной политики с привлечением  долгосрочных кредитов

Выход к 2010 году на производственную программу  в объеме не менее  235 тыс. штук в год .

Расширение рынков сбыта новых двигателей для тракторов среднего и малого класса в России и странах СНГ.  Сохранение монопольного положения на данном рынке за счет технического превосходства, различных модификаций,  высокого качества  и разумных цен на новые двигатели

Рис. 1 - SWOT-матрица ОАО «ММЗ» (стратегия SO)                   

                                                           Внешняя среда

               Предприятие

Внешние угрозы ( Т)

1. Преимущественная ориентация на производство двигателей для  сельскохозяйственных тракторов

 2. Чувствительность к нестабильности бизнеса в сельском хозяйстве

3. Разработка отечественными конкурентами современных моделей двигателей нового поколения, аналогичных или превосходящих по показателям модель ММЗ-100.04 

4. Появление иностранных конкурентов

5. Усиление ценовых требований поставщиков

6. Прогнозируемое ужесточение антимонопольного законодательства

Сильные стороны предприятия (S)

1. Предприятие является монополистом

2. Имеется возможность выпускать различные модификации двигателя модели ММЗ-100.04

3. Техническое превосходство  новой модели  по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов

4. Высокое качество новой модели двигателя за счет прогрессивной технологии и надежной системы  контроля качества

5. Высокий уровень репутации предприятия на рынке

6. Наличие собственной дилерской сети и системы  гарантийного обслуживания

7. Наличие резервных производственных площадей  для модернизации производства

8. Отработанная технология производства новых двигателей

9.   Высокий квалификационный уровень персонала

10. Обеспечение высокого уровня  заработной платы за счет материального стимулирования из прибыли

11. Опытная и слаженная команда высших менеджеров

12. Эффективный контроль за издержками

13. Высокая кредитоспособность предприятия, возможность получения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Наличие  кредитной истории

14. Высокий авторитет руководства у работников предприятия. Удовлетворительный организационный климат

15. Внедрение технических инноваций

СТРАТЕГИЯ SТ

Расширение объемов продаж в мало освоенных и новых сегментах рынка (для ремонтных и прочих промышленных потребителей)

Закрепление стратегии инноваций в целях опережения конкурентов по технико-экономическим показателям продукции

Снижение издержек производства для поддержания более низких цен по сравнению с импортной продукцией

Рис. 2 - SWOT-матрица АО «ММЗ» (стратегия SТ)