Стабилизация коллектива предприятия за счет проведения мероприятий по материальному и социальному поощрению работников за высокие достижения в труде, за счет улучшения условий труда.
5. Анализ внешней среды
После формирования миссии и стратегических целей ОАО «ММЗ» рабочая группа приступила к выработке стратегии – основных способов достижения поставленных стратегических целей.
Разработка стратегии началась с анализа внешней среды: макроокружения и непосредственного окружения (микросреды). В данном конкретном случае анализ макроокружения и непосредственного окружения предприятия ОАО «ММЗ» играет чрезвычайно важную роль.
5.1. Анализ макроокружения
Предприятие является начальным звеном в машиностроительном комплексе, который поставляет конечную продукцию в виде тракторов для сельскохозяйственных потребителей. Как видно из данных таблицы 1, в 2007 году 91,3 % произведенной продукции АО «ММЗ» было реализовано отечественным тракторным заводам, которые выпускают трактора среднего и малого класса.
Не только в России, но и в развитых капиталистических странах, сельское хозяйство являлось и является проблематичным сектором в народном хозяйстве. До середины 90-х годов 20 века в СССР существовала практика дотирования сельскохозяйственных потребителей. С середины 90-х годов при отсутствии государственной поддержки в сельском хозяйстве наметился спад производства практически по всем видам сельскохозяйственной продукции, посевные площади сократились на 34 %. Доходы фермеров и прочих сельскохозяйственных производителей незначительны.
Неблагоприятные изменения в сельском хозяйстве отразились и на тех предприятиях машиностроения, которые специализировались на изготовлении специальной сельскохозяйственной техники. За период с 1993 по 2005 годы произошло снижение объемов производства на Мценском и Чеховском тракторных заводах и, как следствие, на ОАО «ММЗ». Только в последние два года наметилась тенденция по росту объемов продаж. Рост объемов продаж в натуральном выражении составил по ОАО «ММЗ» в 2007 году около 8 % по отношению к 2006 году.
Однозначно, что при стагнации или спаде сельского хозяйства в России будут страдать и поддерживающие отрасли, в том числе и машиностроительный комплекс. Наращивание объемов на ОАО «ММЗ» имеет смысл только в условиях подъема и стабилизации сельского хозяйства в России, а также в ближнем зарубежье. На сегодняшний момент отсутствуют другие сегменты рынка, которые могли бы в полном объеме заместить для ОАО «ММЗ» сельскохозяйственный сегмент.
В России практически нет государственных или некоммерческих организаций, занимающихся определением долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений окружающей среды. Поэтому анализ макроокружения был выполнен специалистами рабочей группы предприятия самостоятельно.
Был проанализирован пакет документов по долгосрочному государственному регулированию сельского хозяйства в России на 5-10 лет вперед, а также законодательные акты, направленные на усиление государственной поддержки селу.
В частности, была проанализирована «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы». В соответствии с данной Программой:
Принятые меры по усилению государственной поддержки позволяют прогнозировать оживление сельскохозяйственной экономики, увеличение посевных площадей под различными культурами, что неизбежно приведет к росту потребления тракторов среднего и малого класса.
Поскольку в стране нет официальной статистики относительно платежеспособности сельскохозяйственных производителей, по заданию рабочей группы специалисты-маркетологи предприятия провели ряд исследований. Проведенные исследования опосредованно дают возможность сделать вывод об увеличивающейся платежеспособности сельскохозяйственных производителей. Об этом свидетельствуют некоторые цифры Сельхозбанка о величине выданных кредитов и их возврате.
Кроме этого, в гипотетический расчет были приняты озвученные на государственном уровне (но не нашедшие пока еще законодательного выражения) утверждения, которые касаются снижения объема импорта продовольственных товаров, а также снижения налогового бремени в целом по стране, в том числе ставки НДС.
В целом, общий анализ макросреды позволяет прогнозировать уже в ближайшие годы возрастающий интерес к покупке сельскохозяйственной техники. Однако необходимо признать большую зависимость бизнеса ОАО «ММЗ» от размеров и последовательности государственной помощи сельской экономике.
5.2. Анализ непосредственного окружения (микроокружения)
5.2.1. Анализ отрасли
Двигатели внутреннего сгорания нового поколения модели ММЗ-100.04 предназначены для установки на тракторы малого и среднего классов. Основные потребители продукции создаваемого производства являются:
Необходимо отметить, что существующий тракторный парк России в основном ориентирован на высокомощный класс. Доля же малых и средних тракторов составляет не более 10 % парка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.