Макет курсового проекта по дисциплине «Стратегическое планирование» на примере ОАО «Московский моторный завод», страница 4

Стабилизация коллектива предприятия за счет проведения мероприятий по материальному и социальному поощрению работников за высокие достижения в труде, за счет улучшения условий труда.

5. Анализ внешней среды

            После формирования миссии и стратегических целей  ОАО «ММЗ» рабочая группа приступила к выработке стратегии – основных способов достижения поставленных стратегических целей.

            Разработка стратегии началась с анализа внешней среды: макроокружения и непосредственного окружения (микросреды).      В данном конкретном случае анализ макроокружения и непосредственного окружения предприятия  ОАО «ММЗ»  играет чрезвычайно важную роль.

5.1. Анализ макроокружения

            Предприятие является  начальным звеном в машиностроительном комплексе, который поставляет конечную продукцию в виде тракторов для сельскохозяйственных потребителей. Как видно из данных таблицы 1,   в 2007 году  91,3 % произведенной продукции АО «ММЗ» было реализовано отечественным тракторным заводам, которые выпускают трактора среднего и малого класса.

            Не только в России, но и в развитых капиталистических странах, сельское хозяйство  являлось и является  проблематичным сектором в народном хозяйстве. До середины 90-х годов 20 века в СССР существовала практика дотирования сельскохозяйственных потребителей. С середины 90-х годов при отсутствии государственной поддержки в сельском хозяйстве наметился спад производства практически по всем видам сельскохозяйственной продукции, посевные площади сократились на 34 %. Доходы фермеров и прочих сельскохозяйственных производителей незначительны.

            Неблагоприятные изменения в сельском хозяйстве отразились и на тех предприятиях  машиностроения, которые специализировались на изготовлении  специальной сельскохозяйственной техники. За период с 1993 по 2005 годы произошло снижение объемов производства на Мценском и Чеховском тракторных заводах и, как следствие,  на ОАО «ММЗ». Только в последние два года наметилась тенденция по росту объемов продаж. Рост объемов продаж в натуральном выражении составил по ОАО «ММЗ» в 2007 году около 8 % по отношению к 2006 году.

            Однозначно, что при стагнации или спаде сельского хозяйства в России будут страдать и поддерживающие отрасли, в том числе и   машиностроительный комплекс. Наращивание объемов на ОАО «ММЗ» имеет смысл только в условиях подъема и стабилизации сельского хозяйства в России, а также в ближнем зарубежье. На сегодняшний момент отсутствуют другие сегменты рынка, которые могли бы в полном объеме заместить для ОАО «ММЗ» сельскохозяйственный сегмент.

            В России практически нет государственных или  некоммерческих организаций, занимающихся определением долгосрочных возможностей предприятия  в условиях прогнозируемых возмущений окружающей среды. Поэтому анализ макроокружения был выполнен специалистами рабочей группы предприятия самостоятельно.

            Был проанализирован пакет документов по долгосрочному  государственному регулированию сельского хозяйства в России на 5-10 лет вперед, а также законодательные акты, направленные на усиление государственной поддержки селу.

            В частности, была проанализирована «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы». В соответствии с данной Программой:

  •  государство предусматривает значительные вложения в сельскую экономику из средств федерального бюджета на развитие животноводства, элитного растениеводства, материальной базы и социальной сферы села;
  • получит дальнейшее развитие система льготного кредитования сельскохозяйственных производителей, в том числе фермеров;
  • сохранятся и расширятся налоговые льготы для сельскохозяйственных производителей и т.д.

          Принятые меры по усилению государственной поддержки позволяют прогнозировать оживление сельскохозяйственной экономики, увеличение посевных площадей под различными культурами, что неизбежно приведет к росту потребления тракторов среднего и малого класса.

            Поскольку в стране нет официальной статистики относительно платежеспособности сельскохозяйственных производителей, по заданию рабочей группы специалисты-маркетологи  предприятия  провели ряд исследований. Проведенные исследования опосредованно дают возможность сделать вывод об увеличивающейся платежеспособности сельскохозяйственных производителей. Об этом свидетельствуют некоторые цифры Сельхозбанка о величине выданных кредитов и их возврате.

            Кроме этого, в гипотетический расчет были приняты озвученные на государственном уровне (но не нашедшие пока еще законодательного выражения) утверждения, которые касаются снижения объема импорта продовольственных товаров, а также снижения налогового бремени в целом по стране, в том числе ставки НДС.

            В целом, общий анализ макросреды позволяет прогнозировать уже в ближайшие годы возрастающий интерес к покупке сельскохозяйственной техники. Однако необходимо признать большую  зависимость бизнеса ОАО «ММЗ» от размеров и последовательности государственной помощи сельской экономике.

5.2. Анализ непосредственного окружения (микроокружения)

5.2.1. Анализ отрасли

Двигатели внутреннего сгорания нового поколения модели ММЗ-100.04 предназначены для установки на трак­торы малого и среднего классов. Основные потребители продукции создаваемого производства являются:

  • Мценский и Чеховский тракторные заводы, осваивающие массовое производство нового семейства тракторов. На данных потребителей приходится более 90 % выпускаемой продукции;
  • станции технического и сервисного обслуживания тракторов, находящихся в эксплуата­ции.

Необходимо отметить, что существующий тракторный парк России в основном ориентирован на высокомощ­ный класс. Доля же малых и средних тракторов составляет не более 10 % парка.