Сложившаяся в России структура тракторного парка не отвечает реальным потребностям экономики и далека от оптимальной. Если судить по данным, характеризующим экономику промышленно развитых зарубежных стран, то доля тракторов малого и среднего классов в тракторном парке должна быть существенно выше. Например, в Италии она составляет 54 %, в Великобритании — 70 %, в Америке — 80 %, во Франции — 82 %.
Отсутствие тракторов малого и среднего классов приводит к необходимости выполнения сельскохозяйственных работ тракторами большого класса. При этом их загруженность составляет 40—60 %. Использование высокомощных тракторов на работах с меньшей загруженностью сопряжено со значительным перерасходом топлива и смазочных материалов. В свою очередь, это неоправданно повышает эксплуатационные и другие производственные затраты.
Таким образом, в настоящее время в России существует ярко выраженный дефицит тракторов среднего и малого классов, который по самым осторожным оценкам составляет, как минимум, 150 тыс. шт. в год.
Еще более критическая ситуация создалась в странах ближнего зарубежья, где при практически полном отсутствии тракторного производства дефицит на указанные трактора составляет 50 тыс. шт. в год.
Потребителями тракторов малого и среднего классов являются не только сельскохозяйственные предприятия и фермеры, но также заводы, коммунальные городские хозяйства и др. На их долю прогнозируется потребление 10 тыс. штук в год.
Итого ежегодная потребность в новых двигателях для тракторов среднего и малого классов составляет около 210 тыс. штук. Если говорить о платежеспособном спросе, то он несколько ниже за счет сельскохозяйственных потребителей и составляет по оценкам 190 тыс. штук.
Отмеченный дефицит не может быть заполнен импортными тракторами — из-за высокой цены они недоступны рядовому потребителю. Таким образом, в России существует агрессивный рынок дешевых тракторов малого и среднего классов, который не будет заполнен в течение ближайших 2—3 лет.
Определенный спрос обеспечивается ремонтными и сервисными предприятиями, их минимальная ежегодная потребность 10 тыс. шт.
Некоторый объем реализации обеспечивается прочими потребителями. Двигатели могут устанавливаться в качестве лодочных и вспомогательных моторов, их используют для привода насосов электроагрегатов и пр. Минимальный ежегодный объем оценивается 35 тыс. шт.
В целом минимальный ежегодный платежеспособный спрос на новые двигатели в ближайшие 2—3 года оценивается 235 тыс. шт. Оценка произведена по ситуации 2008 года. Если благоприятные прогнозы развития сельского хозяйства подтвердятся, то возможно расширение емкости рынка до 350 тыс. штук.
Данные о предполагаемом ежегодном платежеспособном спросе основных потребителей новых двигателей представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Основные потребители новых двигателей
№ п/п |
Сегмент рынка |
Основные потребители |
Ежегодная потребность |
|
Тыс. шт. |
Доля в % |
|||
1. |
Тракторы |
|||
1.1. |
Тракторы среднего класса |
АО «МТЗ» |
80 |
34,0 |
1.2. |
Тракторы малого класса |
АО «МТЗ» |
50 |
21,3 |
1.3. |
Тракторы среднего класса |
АО «ЧТЗ» |
50 |
21,3 |
2. |
Коммунальные машины |
АО «ЧТЗ» |
10 |
4,3 |
3. |
Запасные части |
Ремонтные предприятия |
10 |
4,3 |
4. |
Прочие |
Другие предприятия |
35 |
14,8 |
5. |
Всего |
235 |
100,0 |
5.2.2. Аналоги продукции и основные конкуренты.
На внутреннем рынке потенциальные возможности для производства аналогичных дизельных двигателей в России и странах СНГ в настоящее время имеют следующие предприятия:
1) ОАО «Московские моторы» (г. Москва) специализируется на выпуске дизельных двигателей рабочим объемом 1,2 литра. Основным потребителем двигателей данного АО является Мценский тракторный завод. Конструкция двигателя полностью аналогична конструкции двигателя мод. ММЗ-100.01, серийно выпускающегося в настоящее время на АО «ММЗ». Конструкция производимого двигателя является устаревшей и не отвечает современным требованиям по удельной мощности, расходу топлива и экологичности. Ежегодный объем выпускаемых двигателей около 80 тыс. шт.
2) ОАО «Мценский тракторный завод» в настоящее время ведет разработки нового дизельного двигателя объемом 1,3 литра. Серийное производство этих двигателей предполагается начать через 2—3 года. Планируемая мощность производства ориентирована на комплектацию тракторов малого класса собственного производства. Достаточно длительные ожидаемые сроки начала серийного производства двигателей, а также ограниченный объем производства снижают возможности участия АО «Мценский тракторный завод» в конкурентной борьбе на анализируемом сегменте рынка.
3) ОАО «Московский тракторный завод» ориентирован на производство двигателей меньшей мощности (объем до 0,8 литра), существующая ипланируемая производственные программы целиком связаны с выпуском тракторов «Фермер», что не дает возможности предприятию в ближайшем будущем выступить в качестве конкурента АО «ММЗ».
В настоящее время на некоторых заводах России и стран ближнего зарубежья, производящих дизельные двигатели, ведутся разработки двигателей аналогичного объема. Однако промышленные образцы могут появиться только через 3—5 лет.
Дизельные двигатели, выпускаемые в городах Владимире, Челябинске, не отвечают техническим условиям для поставки на тракторы малого и среднего классов.
В силу сложившихся специализаций и производственных связей упомянутые предприятия смогут рассматриваться в качестве потенциальных конкурентов ОАО «ММЗ» только через 3—5 лет. Полномасштабная реализация инвестиционного проекта по освоению двигателей нового поколения, безусловно, обеспечит ОАО «ММЗ» сохранение и увеличение временных и технологических преимуществ перед отечественными конкурентами. Это обстоятельство объясняется и тем, что ОАО «ММЗ» уже поставлял указанные двигатели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.