Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Товарная политика предприятия. Оплата труда работников промышленных предприятий. Себестоимость промышленной продукции, страница 4

Разработка товарной политики предусматривает:

1.  комплексный анализ возможностей действующих рынков с позиции обеспечения успешной реализации намеченной номенклатуры продукции, т.е. на этом этапе дается оценка рынков сбыта.

2.  сравнение уровней конкурентоспособности собственного товара и аналогичного товара конкурента.

3.  выбор наиболее благоприятных рынков и соответствующей номенклатуры продукции, объема реализации и цены для каждого из них.

4.  анализ изменения выручки и разработка плана перспективной номенклатуры продукции с учетом ее конкурентоспособности.

На основе данных этого анализа определяется ассортимент выпускаемой продукции.

Товарная политика предопределяет работу маркетинговых и плановых служб.

2. Формирование спроса, закон спроса, эластичность спроса.

Спрос – экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности потребителей.

Величина спроса оценивается количеством конкретной продукции, т.е. спрос характеризует тот объем, который может быть приобретен покупателем по установленной или договорной цене.

Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него.

При определении величины спроса необходимо учитывать период реализацииК

Цсt= S Qit*Цi  - величинаспроса, где

i=1

Цсt  - потребная стоимость всех номенклатурных позиций товара для периода реализации t;

Qit – количество  i–го товара в период реализации t;

к – количество наименований товара (i = 1, 2, 3, 4…..к);

Цi – ценаединицыi–го товара.

Спрос учитывает цены, снижение спроса связано с появлением товаров заменителей. Сопутствующая продукция, которая непосредственно связана с потреблением основной продукции,  также влияет на спрос. Спрос и его величина в определенной мере предопределяет выручку товаропроизводителя (предприятия).

Эластичность спроса – это такое соотношение цены и объема реализации, при котором потери, возникающие в результате снижения цены или объема реализации, возмещаются дополнительной выручкой от увеличения объема реализации или роста цен.

Увеличение выручки может быть достигнуто:

·  при росте цен и неизменном объеме реализации, т.е. Ц новая > Ц старая,

Q н = Q с;

·  при росте цен и объема реализации, т.е. Ц н > Ц с, Q н > Q с;

·  при снижении цен и росте объема реализации, т.е. Ц н < Ц с, Q н > Q с. В этом случае необходимо знать эластичность товара.

Эластичность может быть определена как отношение темпов относительного изменения объема реализации к темпам относительного изменения цены.

Показатели относительного изменения объема реализации и цены определяются по формулам:

·  Изменение объема реализации

tC = 1+[(Qн – Qс) / (Qн + Qс) / 2] = 1+[2 DQ / (Qн +Qс)], где

Qн, Qс – соответственно новый и старый объем реализации (в кг.);

·  Изменение цены

         tЦ = 1+ [(Цн - Цс) / (Цн + Цс) /2] = 1+ [2 DЦ / (Цн + Цс)], где

Цн, Цс – новая, старая оптовая цена в рублях;

DQ, DЦ – изменение оъема реализации и цены.

Данные показатели могут характеризоваться положительной и отрицательной величиной. При расчете изменения темпов изменения прироста эти показатели принимаются с положительным знаком независимо от фактического знака.

Эластичность спроса на товары и услуги достигается при условии, если темпы изменения объема реализации (tc) опережают темпы изменения цены (tц), т. е. tc > tц,  то Ed > 1.

Эластичность отсутствует, если tc < tц, то Ed < 1.

Единичная эластичность, если tc = tц, то Ed = 1.

Итак: эластичность – это такое соотношение спроса и цены, когда темпы снижения цены или объема реализации возмещают продавцу потери на выручке за счет увеличения объема реализации при снижении цен, а в других случаях за счет повышения цен и сокращения объема реализации. Рост цен или объема реализации не всегда выгодны предприятию, поэтому в каждом конкретном случае, когда происходит изменение цен на рынке, предприятию важно знать, как изменится объем реализации, если цена падает или растет.